Европейские истребители получат ИИ для подавления радаров ПВО
Особенности европейской системы заключаются в ее полной цифровизации — количество датчиков минимально, а сами они восприимчивы к максимально широкому доступному диапазону электромагнитных излучений. В отличие от «классического» оборудования подобного рода, в Kalætron почти вся обработка сигналов ложится «на плечи» компьютера. А уже как раз его программное обеспечение благодаря встроенному искусственному интеллекту невероятно быстро и эффективно найдет среди радиошума заветные признаки врага.
У такого подхода есть как плюсы, так и минусы. В первую очередь, такой комплекс несравнимо легче своих предшественников, что позволяет оснащать им самую широкую номенклатуру воздушных судов — от легких дронов и административных самолетов до истребителей и тяжелых транспортников. Второй важный момент заключается в огромном потенциале для модернизации и адаптации к новым условиям. Современные радары способны работать на множестве частот сразу и быстро переключаться между ними, а новые образцы техники появляются каждый год.
Таким образом, просто обновляя программное обеспечение или полагаясь на технологии самообучения ИИ, однажды оснащенный Kalætron самолет будет готов к перспективным угрозам на долгие годы вперед. Но платой за такие богатые возможности является невероятная сложность разработки самого «софта», а также требовательность к вычислительной мощности оборудования. Судя по тому, что систему оповещения о радарном облучении уже несколько лет успешно испытывают, как минимум, часть задач ее создателями была решена удачно.
Промо-ролик простого Kalætron, который умеет только обнаруживать угрозы:
Обновление позволяет истребителям работать в ранее «наглухо закрытых» областях неба — в зоне действия вражеских систем ПВО. Причем делать это не только самим, но и прикрывать другие самолеты. Как гласит официальный пресс-релиз, со своей Kalætron Attack компания Hensoldt планирует участвовать в программе разработки перспективного европейского истребителя Future Combat Air System (FCAS).
Похоже, что эра подвесных контейнеров РЭБ и отдельных самолетов если и не подходит к концу, то, как минимум, двигается в сторону революции. Когда даже истребители совсем в недалеком будущем будут способны на подобные действия, как изменится роль специализированных летающих радаров и «глушилок» в небе над полем боя?