Новый истребитель получит «полтора двигателя»
Истребитель пятого поколения с коротким взлётом и вертикальной посадкой включен в Государственную программу вооружений: его разработка ведётся по поручению Верховного главнокомандующего и в настоящее время самолёт уже находится в стадии строительства концептуальных моделей и прототипов. Вице-премьер Юрий Борисов на открытии форума «Армия-2018» в августе прошлого года заявлял, что Минобороны РФ разрабатывает самолёт, способный «с палубы авианосца обеспечить укороченные взлёт и посадку либо просто вертикальный взлёт».
Как сообщает «Военно-промышленный курьер» со ссылкой на эксперта рыбинского «Сатурна» Василия Богданова и ведущего инженера отделения аэродинамики Сибирского научно-исследовательского института авиации Владимира Мымрина, наиболее подходящей для перспективного истребителя короткого взлёта и вертикальной посадки является комбинированная силовая установка, отдельные компоненты которой успешно испытаны СССР в 1980-х годах.
Комбинированная силовая установка сделана на базе турбореактивного двухконтурного двигателя с выносным модулем турбореактивного двигателя, запитанным воздухом второго контура. Специалисты утверждают, что такой модуль благодаря поворотным соплам создаёт вертикальную тягу, как подъёмники за кабиной на Як-141, а также маршевую тягу и может работать в автономном режиме как второй двигатель.
Проведённые специалистами оценки показывают, что концепция такой силовой установки, названной «полтора двигателя», предполагает изменение степени двухконтурности в зависимости от режима полёта истребителя. Дозвуковое движение обеспечит ТРДД, а сверхзвуковой крейсерский полёт – ТРД с включенным выносным модулем. Демонстратор подобной КСУ был успешно испытан в городе Рыбинск Ярославской области ещё в 1980-х годах.