В России сделают новый экраноплан
Экранопланом называют высокоскоростное транспортное средство, способное лететь на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды или земли без контакта с ней – в пределах так называемого аэродинамического экрана. Аппарат опирается на динамическую воздушную подушку и фактически совмещает в себе свойства самолёта и лодки, хотя по международной классификации он является морским судном.
Они обладают довольно высокой грузоподъёмностью и способны эксплуатироваться на маршрутах, которые недоступны для обычных судов. Наряду с более высокими гидроаэродинамическими качествами и мореходностью, чем у других скоростных судов, экранопланы практически всегда обладают свойствами амфибий. Кроме водной глади, они способны передвигаться над твёрдой поверхностью (земля, снег, лёд) и даже базироваться на ней.
Проектированием экранопланов занимались в СССР, построив с 1950-х по 1980-е годы около 30 кораблей. Многоцелевые транспортные средства планировалось использовать в десантных операциях, для доставки грузов, борьбы с подводными лодками и кораблями противника. Впрочем, разрабатывались и гражданские версии экранопланов, которые были предназначены для высокоскоростной перевозки людей.
Как сообщает РИА «Новости», петербургская компания «Радар ММС» вплотную работает над проектом современного экраноплана, который получил название «Чайка». Аппарат водоизмещением 54 тонны сможет перевозить пассажиров и грузы общей массой до 15 тонн. На сегодняшний день перспективный многоцелевой экраноплан А-050 существует в виде масштабных макетов, которые уже проходят испытания.
Остальные технические характеристики пока не сообщаются. По словам разработчиков, первый полноценный прототип проекта «Чайка» появится в 2019-2020 годах. Многоцелевая транспортная платформа пригодится для выполнения самых разных задач – от грузоперевозок и спасательных операций до разведки, поэтому экранопланом должны заинтересоваться как МВД, МЧС и Минобороны, так и Минтранс. Предполагается и поставка А-050 на экспорт.