Бронированные мотоциклы c пулеметами: от Фредерика Симмса до Vespa 150 T.A.P.
Чаще всего оригинальные идеи посещают людей случайно. Так, изобретатель велосипедной шины не имел никакого отношения к велосипедостроению, а первооткрыватель «Кока-колы» — к пищевой промышленности. А вот идея бронировать мотоцикл пришла в голову человеку, который, по сути, основал автомобильную индустрию Великобритании и посвятил ей всю жизнь. Его звали Фредерик Ричард Симмс.
Перечислять заслуги Симмса можно долго: он стал инициатором первой в Англии автогонки Лондон — Брайтон, основал Королевский автомобильный клуб и общество британских автопроизводителей
Впрочем, вернусь к мотоциклам. Естественно, новой для того времени техникой интересовалась армия. Для армейских нужд Симмс в 1898 году создал что-то вроде моторизованной коляски с пулеметом и бронещитом. Странная машина получила название Motor Scout. Она была четырехколесной — но являлась именно квадрициклом, а не автомобилем: между колесами располагалась самая настоящая мотоциклетная рама с велосиденьем. Симмс взял за основу квадрицикл Beeston, оснастил его 1,5-сильным двигателем «Де Дион Бутон» и установил на передок классический пулемет «Максим» с бронещитком. Motor Scout стал первой в мире боевой машиной, приводимой в движение бензиновым двигателем. Впрочем, при желании водитель-стрелок мог воспользоваться и педальной тягой...
Бронецикл Симмса был продемонстрирован на выставке в Ричмонде в апреле 1898 года. Помимо пулемета и стрелка он мог нести на себе около 450 кг амуниции и топливо на 120 миль пробега. Удивительно то, что спустя четыре года, в 1902-м, Симмс создал и первый в мире бронеавтомобиль Motor War Car. Оборудованный мотором «Даймлер» броневик был вооружен двумя пулеметами «Максим» и мог разгоняться аж до 14 км/ч. Военные разработки Симмса не получили продолжения по очень простой причине: закончилась англо-бурская война и вообще все южноафриканские конфликты, в которых была задействована английская армия. Изобретательский гений Симмса вернулся в мирное русло. Впрочем, в том же самом году — просто на пару месяцев позже — бронецикл был создан и в США. Изобретателем шушпанцера выступил майор Ройаль Пэйдж Дэвидсон. В отличие от Симмса, Дэвидсон — практически его ровесник — был военным инженером и в первую очередь разрабатывал технические устройства для армейских нужд.
Например, в 1894 году он создал первую в мире бригаду, передвигавшуюся на... велосипедах. Как только Дэвидсону в руки попал автомобиль, он тут же стал планировать его использование в военных целях и в 1898 году сконструировал трицикл Davidson-Duryea. Чарльз Дюрейя был одним из крупнейших американских производителей того времени (свой первый автомобиль он построил еще в 1894 году), и именно его машину майор Дэвидсон использовал как основу бронецикла. Промышленник и конструктор дружили, тесно сотрудничали и создавали свой шушпанцер вместе.
Экипаж трицикла составляли три человека — водитель, стрелок и механик (хотя оставалось место и для еще одного пассажира). Машина была оборудована пулеметом «Кольт» калибра .30 и щитком безопасности. Уже год спустя Дэвидсон отказался от трехколесной компоновки и его броневичок стал почти полноценным автомобилем. Впоследствии он также конструировал машины, целиком закованные в броню, но это уже совсем другая история. В общем, начало было положено. Можно сказать, что бронировать мотоциклы человек начал раньше, чем автомобили. И конечно, такое поле для экспериментов не могло зарасти бурьяном.
Зрелые конструкции
Особенно в создании мотошушпанцеров отличилась бельгийская фирма FN из города Херсталь. В 1935 году FN разработала специальные бронециклы для бельгийской армии — модель FN M86. Гражданский аналог этого мотоцикла — FN M85 — имел самый мощный в линейке 500-кубовый двигатель, а для армии его форсировали до 600 кубиков. Затем раму усилили и обвесили броней, так что самого мотоцикла стало вовсе не видно. Водителя защищал передний бронированный щит, в котором была проделана щель для обзора (впрочем, ее можно было закрыть и ехать вслепую — для водителей с оригинальным мышлением). Коляска пассажира-стрелка имела полную защиту (кроме крыши) и оснащалась пулеметом фирмы «Браунинг» (в первоначальной версии; в разных модификациях использовались и другие пулеметы).
Бельгийские военные, изучив разработку FN, отказались принимать на вооружение незнамо что. Маневренность и скорость тяжеленного мотоцикла были, прямо скажем, не на высоте. Но терять деньги, затраченные на разработку, фирма не хотела и в 1936 году умудрилась продать опытную партию из двух M86 бразильской полиции заодно с чертежами и патентами. Бразилия бронецикл расхвалила, и на FN посыпались заказы. В итоге машина под маркой Armoured Moto FN M86 появилась впоследствии в Аргентине, Боливии, Венесуэле, Румынии, Китае и даже Йемене. Партии, правда, были маленькие — всего было изготовлено около сотни бронециклов. Обидно то, что ни одного FN M86 до нашего времени не сохранилось.
Другим оригинальным проектом был отчасти шведский, отчасти датский Landsverk 210, созданный компанией AB Landsverk из города Ландскрона. Шведские заводы производили строительные машины, катки, мобильные и портовые краны, сельскохозяйственную технику, трактора и, естественно, работали на армию. Во время Второй мировой войны «Ландсверк» делал 95% танков, состоявших на вооружении у шведской армии. После войны, к слову, предприятие было конфисковано государством в принудительном порядке и продано.
В 1932 году по заказу датского военного ведомства компания разработала специальный бронецикл Landsverk 210. За базу машины был принят американский Harley Davidson VSC/LC. По сути, был создан полноценный трехколесный танк — очень мощный и способный выдержать чуть ли не прямое попадание из гранатомета. В отличие от FN, водитель Landsverk был защищен не только спереди, но также сверху, сзади и по бокам. Колеса также прикрывались специальными кожухами. Коляска для стрелка была чем-то вроде поворотной башенки с массивным пулеметом, причем вести огонь можно было даже по воздушным целям.
Недостатки мотоцикла выявились сразу после первых испытаний датчанами. Landsverk 210 был чудовищно неуклюж, на скорости его заносило, адекватно поворачивать было невозможно. Уже в следующем, 1933 году злосчастный шушпанцер разрезали на металл; сохранилось лишь несколько фотографий.
Мотороллер-убийца
Самую феерическую из всех мотоциклетных конструкций для военных целей я не могу не вынести в отдельный раздел. В начале 1950-х годов французской армии понадобилось экстремально легкое средство передвижения с максимальной убойной силой. Причины были просты: постоянная необходимость вести военные действия во Французской Африке, бурлящей от народного недовольства. Технику нужно было перебрасывать туда на самолетах, что стоило весьма недешево. Армия поручила создание шушпанцера заводам A.C.M.A. («Ателье по конструированию мотоциклов и автомобилей»). За основу конструкторы A.C.M.A. приняли... мотороллер.
Лучшие в Европе мотороллеры в то время строила итальянская компания Vespa (впрочем, она и сегодня считается одним из ведущих производителей этого вида техники). Французы купили у Vespa право на использование базовой модели мотороллера для собственной разработки и сконструировали нечто непостижимое.
Мотороллер Vespa 150 T.A.P. не имел брони. Зато имел гранатомет, за что и получил в народе прозвище «Базука Веспа». Впрочем, это был не гранатомет как таковой, а американское 75-мм противотанковое орудие M20. Пушка была выбрана благодаря отличным характеристикам «безоткатности». Первая партия мотороллеров появилась в 1956 году. Объем двигателя — 125 см³ (к 1959 году была создана модификация на 150 см3 — Vespa 150 T.A.P. 59).
Всего было изготовлено около 800 мотороллеров, хотя точное число известно только министерству обороны Франции. По крайней мере 600 из них принимали участие в боевых действиях — основным «полем деятельности» стал Алжир, куда была заброшена основная партия «Весп». Удивительные машины также использовались в Индокитае. Стоимость одного мотороллера не превышала $500, что казалось армейскому руководству весьма выгодным.
Работали «Веспы» двойками. На пяти парашютах прямо из самолета спускалась команда из двух человек, двух «Весп» и соответствующего оборудования. Буквально за полчаса солдаты собирали мотороллеры: один — с пушкой, второй — с боеприпасами. Правда, местные части, куда поступали «Веспы», иногда попросту разбирали их, извлекая и устанавливая М20 на штатив. Все-таки конструкция была очень ненадежной, в основном из-за массы. Кроме того, мотороллеры регулярно вязли в африканском бездорожье. Солдаты поговаривали, что водитель чаще несет на себе мотороллер, чем мотороллер — водителя.
До наших дней дошло множество скутеров Vespa 150 T.A.P. Они хранятся и в государственных музеях, и в частных коллекциях. Чисто теоретически обладатель подобного девайса может сесть на него и отправиться громить соседские дома, если кто-то ему не угодит.
Заметим, по американским законам оружие, выпущенное до определенного года (в разных штатах по-разному), перестает считаться оружием и становится антиквариатом. И можно купить даже авиационный пулемет, причем совершенно легально. Под такую категорию попадает и Vespa...
Несколько слов о других проектах
Единичные случаи бронирования мотоциклов встречались повсеместно. Например, на знаменитый немецкий полугусеничный SdKfz 2 Kettenkrad (его выпускала фирма NSU с 1940 по 1945 год) примерно в середине войны, в 1942 году, попытались поставить корпус от броневика.
Полугусеничный ход обеспечивал мотоциклу отличную проходимость — он и разрабатывался в качестве легкого тягача. Было изготовлено два экземпляра бронированных SdKfz 2, незначительно отличавшихся друг от друга. Но в серию эта модификация не пошла.
Во Франции в Первую мировую войну пытались навесить броню на трицикл. Невразумительное чудовище весило 2 т и было не способно перебраться даже через лежачего полицейского (если бы в то время они существовали). Единственный экземпляр был разобран на металл после первого же испытания.
В 1938 году французский инженер Леэтр создал мотоцикл, который банально назвал Tractorcycle. Шушпанцер был полностью гусеничным и обладал высокой проходимостью, а также был легко бронирован. 400-килограммовый трактороцикл оснащался двигателем объемом 500 см³ и развивал скорость до 30 км/ч. Леэтр несколько раз предлагал свое чудо армии, о нем писали в научно-популярных журналах, но все испытания были насмарку. Поворачивал удивительный шушпанцер путем изгибания резино-металлической гусеницы, и это серьезно портило его устойчивость. Последнюю модификацию 1939 года разработчик снабдил боковыми колесиками, но наступила война, и командованию было не до рассмотрения необычных прожектов.
На деле конструкций было много больше — я рассмотрел только наиболее известные. Вряд ли бронированные мотоциклы найдут себе применение в будущем: они никогда не были самой популярной ветвью развития военной техники. Но в истории они останутся — это уж точно. А у меня зато появилась мечта съездить во Францию, найти у какого-нибудь коллекционера «Веспу» с базукой и прокатиться на ней. Почувствовать себя сильным. И легким.