Судьба «Ската»: Тяжелый проект тяжелого БПЛА
Летом 2007 г. на авиасалоне МАКС Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» продемонстрировала новинку, которая наделала довольно много шуму. Это был беспилотный летательный аппарат «Скат» — точнее говоря, его модель. Тогдашний генеральный конструктор РСК Сергей Цивилев заявлял, что готовый БПЛА будет не разведывательным, а боевым аппаратом, способным к нанесению удара и по неподвижным, и по мобильным целям, в том числе малоразмерным, в условиях сильного зенитного противодействия, как автономно, так и в группе с другими аппаратами.
Фюзеляж, выполненный по схеме «летающее крыло», собран полностью из композитных материалов, способствующих снижению заметности. Использовано убирающееся трехопорное шасси. Управление осуществляется отклоняемыми поверхностями на задней кромке крыла. Судя по отсутствию хвостового оперения, полет «Ската» требует серьезного автоматического контроля со стороны электроники. Это — одна из (многочисленных) «больных мест» современного российского авиастроения, так что остается неясным, как именно разработчики из «МиГ» планировали ее решить.
На «Скате» планировалось устанавливать турбореактивный двигатель РД-5000Б тягой более 5040 кгс, производства ОАО «Климов». Это позволяет достичь весьма внушительного для БПЛА взлетного веса в 10 т, из которой 2 т приходится на боевую нагрузку. Впечатляет и проектируемая дальность полета в 4 тыс. км, и потолок в 12 км.
Вооружение должно было размещаться внутри фюзеляжа (его размеры: длина 10,25 м; высота 2,7 м; размах крыльев 11,5 м), в двух отсеках боевой нагрузки длиной 4,4 м. На их внутренних подвесках «Скат» будет нести пару ракет «воздух-поверхность» или «воздух-РЛС», или пару корректируемых авиабомб (общей массой до 1 т).
Работа по проекту стартовала в 2005 г., и к моменту проведения МАКС-2007 был создан уже полноразмерный макет для отработки конструкторских решений, оценки и оптимизации некоторых характеристик аппарата. Следующим этапом должно было стать создание «летающей лаборатории», действующего прототипа для окончательной доводки всех технологий и компонентов.
Западным экспертам «Скат» уже внешне напомнил американский БПЛА X-47 Pegasus, хотя и увеличенных размеров (этот БПЛА тоже пока не завершен, хотя разработка его идет неплохими темпами — читайте «"Пегас" вдохновляет военных"). Впрочем, те же эксперты уже после МАКС-2007 призывали "не недооценивать" этот аппарат. И хотя для мирового рынка беспилотников он вряд ли смог бы стать ошеломляющей новинкой, однако он вполне отвечал современным требованиям, а главное — задачам, стоящим перед российской армией.
К сожалению, конец этой истории представляется довольно пессимистичным. С момента публичной демонстрации деревянного макета в 2007 г. новостей о продвижении проекта «Скат» никаких нет. На одном интернет-форуме некто Владимир, заверяющий, что он работает в корпорации «МиГ», рассказал, что в этой области не делается ровным счетом ничего. Это особенно удручает на фоне того, что российская армия, по-видимому, уже договорилась о закупках беспилотников за границей — а именно, в Израиле. И разумеется, израильтяне не продадут России самые современные разработки из опасения «утечки технологий». Нашей армии останется довольствоваться предыдущим поколением — и, по данным СМИ, платить за 12 аппаратов сумму в 53 млн долларов.
Читайте и о другом российском проекте военного беспилотника «Типчак»: «Беспилотный соотечественник». По счастью, этот аппарат продвигается куда успешнее, и изготовители их обещают начать поставки своих беспилотников в армию уже в ближайшее время.