Онa утонулa: флагман шведской короны
В XVII веке Швеция из маленькой, бедной, расположенной на задворках Европы страны стала превращаться в одного из главных игроков большой политики. Немалую роль в этом сыграл король Густав II Адольф, взошедший на трон в возрасте 17 лет в 1611 году и получивший позднее благодаря своим успехам в битвах прозвище Лев Севера. После начала в 1618 году Тридцатилетней войны Швеция ввязалась в конфликт с Польшей, что требовало мощного военного флота на Балтике.
Мощь и величие
16 января 1625 года с голландским кораблестроителем Хенриком Хюбертсоном был заключен контракт на постройку нескольких кораблей, самый большой из которых должен был продемонстрировать миру мощь и величие шведского военного флота. Весной 1626 года, с некоторым запозданием, начались работы на военной верфи Блазиенхольмен. Будущий флагман назвали «Ваза» в честь деда короля — Густава I, основателя королевской династии Ваза. Король лично утвердил размеры, приказав сделать «Вазу» более узким для быстроходности и маневренности. Корабль должен быть стать настоящей грозой морей — он нес 64 пушки (48 из них были 24-фунтовыми, то есть могли стрелять 24-фунтовыми ядрами) на двух пушечных палубах. Не забыли и о внешнем эффекте — для оформления корабля из Германии и Голландии были приглашены самые искусные резчики по дереву, которые украсили «Вазу» более чем семью сотнями деревянных фигур в стиле позднего Ренессанса и раннего барокко по мотивам римской и греческой мифологии, Библии, а также шведской истории.
Трагедия у острова Бекхольмен
В 1627 году корпус «Вазы» был построен. Хенрик Хюбертсон не дожил до этого момента — он умер весной 1627 года, и корабль достаивали под руководством его брата Арента де Грота и Хенрика Якобссона. К лету 1627 года судно спустили на воду и пришвартовали напротив королевского дворца.
10 августа он был готов отправиться в свое первое плавание. Густав II Адольф ждал корабль в Пруссии, и отплытие флагмана должно было стать и актом военной пропаганды. Множество людей вышли на берег поглазеть на «Вазу» — огромный галеон водоизмещением 1200 т, длиной 69, шириной 12 и высотой 52 м. Стояла ясная летняя погода, дул легкий порывистый ветер. На борту находилось более ста человек команды (некоторые — вместе с женами и детьми, которым было разрешено сопровождать близких до выхода в открытое море). Когда «Ваза» вышел на открытое пространство гавани Стокгольма, капитан Сёфринг Ханссон поднял четыре паруса (из десяти) и отсалютовал из пушек. Налетевший порыв ветра накренил корабль, но он выровнялся. Второй порыв ветра накренил корабль сильнее, а третий стал для «Вазы» гибельным — корабль накренился, зачерпнул воду открытыми пушечными портами и буквально за несколько минут затонул у острова Бекхольмен, пройдя меньше морской мили и унеся с собой в пучину от 30 до 50 человек.
Кто виноват?
Король узнал об этом только 27 августа и приказал самым тщательным образом расследовать причины этой трагедии и наказать виновных. Капитана Ханссона, который буквально чудом уцелел во время трагедии, арестовали и обвинили в том, что экипаж был пьян, а пушки не были закреплены должным образом. Всех уцелевших офицеров допросили перед специальной комиссией, однако они поклялись, что все было сделано по правилам. Весь балласт был загружен, пушки закреплены, экипаж трезв. Якобссон на допросе заявил, что следовал расчетам Хюбертсона, который к тому времени давно покоился в земле, а Арент де Гроот напомнил, что все размеры и количество пушек «Вазы» утвердил лично король, а взять больше балласта не представлялось возможным — не было места. На вопрос комиссии «Почему же корабль утонул?» он ответил: «Это знает только Бог». Обвинить короля не решился никто.
Катастрофа стала тяжелым ударом. Корабль дорого обошелся королевской казне, поэтому почти сразу же после катастрофы стали предприниматься безуспешные попытки поднять его со дна. Удалось спасти только 53 дорогие бронзовые пушки, и то лишь более чем через 30 лет — в 1664—1665 годах это сделали водолазы Альбрехт фон Трайлебен и Андреа Пекелл. Со временем данные о точном местоположении потерялись, и «Ваза» более 300 лет покоился в забвении, укрытый 32 м воды.
Освобождение из плена
Лишь в XX веке нашелся энтузиаст, которому оказалось по силам бросить вызов неумолимому ходу времени. Андерс Франзен, морской инженер и археолог-любитель, специалист по затонувшим кораблям, решил найти «Вазу». Он изучил все доступные исторические документы и три года «прощупывал» гавань с помощью своего лота. В августе 1956 года Франзен увидел в пробоотборнике кусок черного дуба. После первых спусков водолазы подтвердили — да, большой корабль с двумя пушечными палубами, вероятно, это и есть «Ваза». К находке проявила интерес вся Швеция, в том числе и король Густав VI Адольф. Поскольку корабль отлично сохранился (в слабосоленой воде Балтийского моря не живет червь-точильщик Teredo navalis), его было решено поднять.
Под корпусом корабля водолазы шведского военно-морского флота и компании «Нептун» промыли шесть тоннелей, каждый 20 м длиной. Через эти тоннели под «Вазу» завели стальные тросы, которые были закреплены на двух понтонах. В августе 1959 года из понтонов начали выкачивать воду, и донная глина отпустила корабль. С «Вазой» в подводном положении на глубине 16 м понтоны отбуксировали в более удобное место гавани и стали готовить к финальному подъему. И вот наконец, 24 апреля 1961 года «Ваза» после 333-летнего морского плена показался на поверхности.
Исторический клад
Вместе с кораблем было поднято более 14 000 деталей и предметов. Хотя единственным золотым изделием среди них был маленький перстень, «Ваза» оказался настоящим кладом для археологов и историков.
Чтобы поднятый корабль не рассохся, воду вытеснили с помощью этиленгликоля, который распыляли на деревянные части с 1962 по 1979 год. Реставраторы работали с деталями, как бы собирая огромный пазл с помощью стальной проволоки, которую продевали в отверстия в деревянных частях. Сохранились грот-мачта и шпор (нижняя часть) фок-мачты, а вот шпор бизань-мачты пришлось изготавливать заново. Сохранились и были восстановлены шесть из десяти парусов и часть такелажа. Корабль решили продемонстрировать в зимней оснастке — со снятой верхней частью такелажа, поскольку именно так корабли ставили на зимнюю стоянку.
В 1988 году корабль был переведен в новое, специально построенное здание, а в 1990 году состоялось официальное открытие музея «Вазы», самого старого парусного корабля в мире. В настоящее время это один из самых посещаемых музеев Швеции.
История рассудит
Подводя черту под историей «Вазы», выскажем современную точку зрения на причины его гибели. Как часто бывает, виноваты многие. Король Густав I Адольф приказал оснастить корабль слишком большим количеством пушек и уменьшить его ширину. Опытный корабел Хенрик Хюбертсон не решился возразить королю. Его ранняя смерть тоже внесла свою долю в трагический исход. Адмирал Клас Флеминг незадолго до выхода «Вазы» в плавание, как и полагалось, провел испытания корабля на остойчивость. 30 матросов перебегали с одного борта на другой, после третьей перебежки адмирал увидел, что корабль может перевернуться, и прекратил испытания. Но отменить приказ короля о выходе в море тоже не решился. Капитан Ханссон также несет свою долю вины — он не должен был выходить на новом корабле в море с открытыми пушечными портами.
В любом случае «Ваза» был одним из первых военных кораблей своего класса — фактически экспериментальным. После его гибели были сделаны выводы, и множество кораблей с двумя, тремя и даже четырьмя пушечными палубами успешно бороздили моря еще два столетия.
Видео к статье: ссылка