Оружейник чемпионов: новый пистолет Хайдурова
На прошедшей в январе в Орландо крупнейшей в мире оружейной выставке Shot Show 2009 к стенду маленькой российской оружейной компании «Демьян» подошел известный в США торговец спортивным оружием. С восхищением покрутив в руках пистолет СП-08, выставленный на стенде, он заметил: «Это для меня главная новость выставки!» Более точное название этого пистолета — СП-08 «Хайдуров», то есть стандартный пистолет Хайдурова, 2008 год. Шок от появления нового пистолета от Хайдурова для профессиональных спортсменов-пистолетчиков примерно такой же, как был бы у пилотов, если бы в Ле-Бурже немцы вдруг выставили новый самолет от Вилли Мессершмитта.
Многие эксперты заслуженно ставят Ефима Хайдурова как конструктора пистолетов сразу за великим Джоном Браунингом, придумавшим классическую конструкцию крупнокалиберного пистолета с запиранием перекосом ствола. Почти все свои легендарные пистолеты Хайдуров разработал в 1960-х годах, и последние 20 лет многие специалисты по оружию не могли даже точно ответить на вопрос, жив ли Ефим Леонтьевич. А тут — новый пистолет, причем пистолет конструктивно самого сложного олимпийского класса — предназначенный для скоростной стрельбы из малокалиберного пистолета (упражнение МП-8), или «рапида» (Rapid fire)!
Рапид
Олимпийская скоростная стрельба — один из наиболее зрелищных видов стрелковых соревнований. Стрелок с дистанции 25 м в нескольких сериях за восемь, шесть и четыре секунды должен поразить пять мишеней. Эти условия диктуют массу требований к оружию: «рапидному» пистолету недостаточно обладать точностью — он должен мгновенно возвращаться на линию прицеливания и быть чрезвычайно надежным. Пистолеты для скоростной стрельбы испытывают самые больше нагрузки (на тренировках из них делают сотни выстрелов в день), и редкие модели даже самого высокого класса живут дольше года. Отказ оружия на соревнованиях самого высокого ранга — нередкая причина для выбывания спортсмена из борьбы за награды, говорит главный оружейник ЦСКА Дмитрий Афонин.
Олимпия
Один из самых легендарных пистолетов для этого упражнения — Walther Olympia, созданный немецкими оружейниками специально для Берлинской Олимпиады 1936 года. Именно с ним Корнелиус Ван Ойен забрал золото, а Хайнц Hax — серебро. Модель оказалась настолько удачной, что с разными модификациями выпускалась до 1980-х (в 1951 году лицензия была продана компании Hammerli. Наиболее успешные спортивные пистолеты были в той или иной степени дальнейшим развитием идей, заложенных в «Олимпии», пока в 1964 году не увидел свет новый пистолет ХР-64, созданный талантливым дуэтом — оружейным мастером Владимиром Разореновым и стрелком и инженером Ефимом Хайдуровым. До ХР-64 с отдачей, главным бичом скоростных пистолетов, боролись при помощи дульных тормозов и компенсаторов, которые уменьшали ее не более чем на 10%. Разоренов с Хайдуровым нашли уникальное решение, разделив затвор на две части. Откатываясь назад, легкая рамка затвора билась не в корпус пистолета, а в более тяжелую подвижную массу, внутри которой был установлен небольшой фрикцион, поглощавший отдачу и переводивший ее энергию в тепло.
Ось курка была вынесена над осью ствола, а ствол, соответственно, немного смещался вниз, что, в свою очередь, уменьшало подброс пистолета при выстреле. Было и еще несколько остроумных технических решений, не очень понятных неспециалистам. В итоге получился отлично сбалансированный и фантастически надежный пистолет: некоторые экземпляры стреляют до сих пор (напомним, что время жизни многих «одноклассников» всего год). В том же 1964 году советские спортсмены, выступая с ХР-64 на чемпионате мира в Токио, забрали все медали. Это был триумф, переросший в фарс. Так как пистолет был разработан не штатными КБ официальных оружейных советских заводов (ТОЗ, Ижмех и ЦКИБ, которые и получали из года в год солидное финансирование для создания спортивного оружия), ревность заводских начальников не дала запустить легендарный пистолет в серию — всего 20 экземпляров ХР-64 Хайдуров и Разоренов изготовили в полукустарных условиях в мастерских ДОСААФ. Всего 20, но около 30 лет они оставались основным инструментом добычи олимпийского золота для советских спортсменов!
Дела минувших дней
Дальнейшая история ХР-64 похожа на детектив. В 1991 году лицензия на пистолет была продана немецкой компании Feinwerkbau, которая под маркой AW 93 выпускает его с 1996 года по сей день. Кто конкретно продал и кто получил за пистолет деньги, до сих пор не ясно, известно лишь, что ни Хайдуров, ни Разоренов не получили от сделки ни копейки. И если первый отнесся к этому философски, рассуждая, что, если в родной стране нельзя производить разработанное им оружие, пусть уж лучше это делают немцы, то Разоренов переживал сильно и вскоре умер от сердечного приступа в метро.
Лебединой песней конструкторского тандема Хайдуров-Разоренов стала модель для скоростной стрельбы XP-79 — дальнейшее развитие ХР-64, — подготовленная специально для Олимпиады-80 в Москве. Разоренову с Хайдуровым разрешили изготовить всего восемь экземпляров, с которыми спортсмены выступали на олимпиадах вплоть до 2004 года. И именно с помощью ХР-79 Кузьмин установил абсолютный рекорд СССР в скоростной стрельбе: 600 очков из 600 возможных.
На основе ХР-64 Ижевский механический завод с 1972 года начал производство стандартных пистолетов ИЖ-ХР-30 и пистолетов для скоростной стрельбы ИЖ-ХР-31. Модели получились безотказными, но до оригиналов не дотягивали. На этом многие считают историю хайдуровских пистолетов для скоростной стрельбы законченной.
Модели
На сегодняшний день сосуществуют две конструктивные идеи пистолетов для «рапида». Первая — это развитие идей Хайдурова, ярким примером которых служит упоминавшийся выше Feinwerkbau AW 93: пистолет классической компоновки, с магазином в рукоятке и составным затвором. Вторая — это вынос затвора, магазина и ствола перед спусковым крючком; она реализована, например, в пистолетах Pardini SP (наиболее модная модель у стрелков высшего класса) или Hammerli SP20. Баланс немного смещается в сторону дульного среза, что хорошо для стандартной стрельбы, но не очень — для скоростной. Есть такое понятие, как управляемость оружия — устранение горизонтального колебания при переносе точки прицеливания на следующую мишень; с классической компоновкой это делать легче.
Еще один плюс новой компоновки — возможность опустить ствол еще ниже. Есть и очевидные минусы: чем короче ствол, тем сложнее механика — газы не успевают отработать перезаряжание. Для компенсации этой проблемы канал ствола приходится делать немного зауженным.
Ответить, какая из схем более правильная, невозможно: соревнования выигрываются и теми, и другими моделями. Другой вопрос — надежность. Тут модели Хайдурова дают всем фору: они не требовательны к патронам и живут десятилетия. А уверенность в надежности оружия для спортсмена просто необходима.
Длинный против короткого
Традиционно в спортивных пистолетах применялся укороченный малокалиберный патрон с малой отдачей — .22 Kurtz, или Short. В скоростной стрельбе разрешалось делать с пистолетом многое: ставить дульные тормоза, сверлить ствол для компенсации, делать полузакрытую рукоятку, устанавливать любое усилие на курке. В 2004 году было решено перейти к единому с винтовочным малокалиберному патрону .22 LR (Long). Вместе с укороченным патроном под гребенку попал весь класс оружия: запрещались дульные тормоза и компенсаторы, появилось ограничение по усилию спуска — 1 кг, разрешались только стандартные рукоятки.
Надо понимать, что ничего сверхсложного в «рапидных» пистолетах придумано не было: многое решалось за счет сверленых стволов и дульных компенсаторов. Газовые тормоза и другие хитрости распространения не получили — усложнение конструкции снижало надежность, не давая очевидных преимуществ. За счет малого импульса патрона «курц» не надо было строить громоздкие затворы. Затвор от 68 до 80 г (при такой же схеме для стандартного патрона масса затвора должна быть около 145 г) обеспечивал очень быстрые перезарядку и успокоение оружия.
Сейчас спортсмены стреляют из стандартных пистолетов с тяжелыми затворами и долгой перезарядкой — времени на прицеливание почти не остается, а конструкторы заняты поиском решения, снижающего время восстановления оружия после выстрела. Самое очевидное — снижение массы затвора. Например, Benelli и Pardini при стандартном 145-граммовом затворе пытаются снизить его массу для скоростного пистолета до 95−98 г, чтобы максимально быстро восстановить пистолет после выстрела.
Выходит, что СП-08 Хайдурова — первый пистолет под патрон .22 LR, специально разработанный для скоростной стрельбы. Сейчас пистолет проходит интенсивную доводку — конструкторы экспериментируют с весом затвора и настройкой тонких нюансов, понятных только стрелкам экстра-класса. В качестве тест-стрелка из опытных образцов СП-08 стреляет Михаил Неструев, девятикратный чемпион мира и чемпион Олимпийских игр в Афинах по стрельбе из пистолета. И новым пистолетом он доволен. Вслед за СП-08 Хайдуров собирается «обновить» всю линейку своего легендарного спортивного оружия. Судя по всему, скоро можно будет увидеть преемника самого результативного в мире спортивного револьвера ТОЗ-36 (49), разработанного Хайдуровым еще в 1962 году. Из него год назад был поставлен очередной рекорд мира.