Кит с радаром: Дирижабль для разведки

Дирижабль наблюдения и слежки, способный десятилетиями парить на недосягаемой высоте – американские военные надеются, что он совершит революцию в области разведки и сбора информации.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможно, вскоре мы вернемся к узнаваемой картине времен Первой мировой войны, когда аппараты легче воздуха широко использовались для разведки неприятельских позиций (читайте об этом: «Армада графа Цепеллина»). Разумеется, на новом, высокотехнологичном уровне.

По текущим подсчетам, каждое такое судно обойдется в 400 млн долларов, что, конечно, крайне недешево. Зато один такой тяжело груженный «небесный тихоход» заменит целую небольшую флотилию крылатых разведчиков. 137-метровый дирижабль, по мнению представителей Пентагона, «изменит правила игры» в области военной разведки. И дело не только в том, что он сможет годами (!) оставаться в воздухе и не потребует заправки. Огромный корабль сможет поднять на недосягаемую для большинства средств ПВО высоту массивный радар, который просто не по плечу современным самолетам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возглавляющий группу разработчиков Вернер Дам (Werner Dahm) говорит: «Он позволит нам видеть самые мельчайшие детали происходящего непрерывно, в течение длительного периода времени. Это, в свою очередь, даст полную картину действий противника, позволит адекватно их интерпретировать и оперативно реагировать — все, чего требует не только сегодняшний, но и завтрашний день».

Подразумевается, что радар сможет отслеживать перемещения своих и вражеских войск и техники не только на земле и воде, но и в воздухе, существенно расширяя возможности, которые дают существующие орбитальные спутники, самолеты и другие средства слежения, которые американские военные обозначают аббревиатурой ISR (Intelligence Surveillance and Reconnaissance, «Разведка, слежка, рекогносцировка»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Небезызвестное агентство DARPA, о проектах которого мы рассказывали множество раз, финансирует разработку ISR-дирижабля уже с 2004 г. В этом году должна начаться работа над уменьшенной копией аппарата, способного оставаться в воздухе до года. Действительно, создать, согласно задаче, судно, способное десятилетие оставаться на высоте 20 км, не так-то просто. Требуется получить и достаточно прочную и надежную оболочку, не теряющую своих свойств при экстремально низких температурах (на этой высоте она падает до -90О С), и, конечно, возобновляемый независимый источник энергии. «Мы считаем, — говорит Вернер Дам, — что у нас для этого уже есть все принципиальные решения и технологии. Уменьшенная версия позволит собрать их воедино и проверить в деле».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По уверениям представителей DARPA, материал, из которого изготовлен корпус, сумеет выдержать и 100-градусный мороз, не теряя прочности волокон в течение 22 лет (что это за материал, не называется). А энергию дирижабль будет получать, конечно, от солнечных лучей, которых на этой высоте предостаточно. Подъемную силу будет обеспечивать наполнение баллона гелием, двигатели позволят дирижаблю перемещаться на крейсерской скорости 60 узлов (110 км/ч) или максимальной — 100 узлов (185 км/ч).

Конечно, предстоит еще огромная работа — к примеру, необходимо продумать собственные средства защиты дирижабля, ведь огромный аппарат становится легкой мишенью для современных средств ПВО. «Мы еще должны выяснить, существуют ли подходящие для этого решения и насколько возможно интегрировать их в конструкцию», — соглашается Вернер Дам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Между прочим, несмотря на произошедший десятилетия назад отказ от использования дирижаблей в пользу самолетов, в последние годы эти суда переживают настоящий Ренессанс — о чем можно прочесть в нашей статье «Воздухоплаватели». Эти легкие и дешевые в эксплуатации корабли используются американской армией в Ираке и Афганистане — хотя, конечно, главное в новой разработке — огромный радар, поднятый на высоту. Пока что ни один другой дирижабль этим похвастаться не может.