Из пешки в ферзи: Пикирующий бомбардировщик

Вопрос о том, можно ли считать гражданскую войну в Испании (1937–1939) генеральной репетицией Второй мировой, остается дискуссионным, однако бесспорно одно – именно в боях на Иберийском полуострове впервые встретились и испытали друг друга на прочность новейшие виды боевой техники СССР и Третьего рейха. Из опыта этих сражений пришлось срочно извлекать уроки, порой весьма горькие. Не в последнюю очередь это касалось авиации
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бомбардировщик СБ («Скоростной бомбардировщик»), запущенный в серийное производство в 1934 году, заслуженно считался гордостью советского авиастроения. СБ развивал скорость до 350 км/ч, что делало его практически неуязвимым для истребителей того времени. Однако это преимущество сохранялось недолго. В Испании у СБ появился опаснейший враг — немецкий истребитель Bf.109B — ранняя модификация знаменитого «мессершмита». С появлением на поле боя этого истребителя СБ в одночасье устарел. Имея недостаточное оборонительное вооружение и потеряв преимущество в скорости и высоте, эскадрильи СБ оказались практически беззащитными. Потери катастрофически возросли, что, в свою очередь, заставило в срочном порядке приступить к созданию принципиально новой машины c принципиально новой тактикой применения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мировая тенденция

Вообще в межвоенные годы все авиационные державы, как по мановению волшебной палочки, бросились разрабатывать пикирующие бомбардировщики. Дело в том, что классическое, «горизонтальное» бомбометание с «безопасных» для самолета высот демонстрировало невысокую точность, обусловленную в первую очередь несовершенством авиационных прицелов и отсутствием корректируемых бомб. В то же время зенитная артиллерия не позволяла бомбить с малых высот: во время сброса бомб самолет должен строго выдерживать боевой курс, сойти с которого означает промахнуться. Таким образом, летящий по прямой и никак не маневрирующий бомбардировщик был просто «школьной» мишенью для артиллеристов. Выход нашли американцы, первыми создавшие самолет, специально предназначенный для сброса бомб в пикировании. Как выяснилось позже, решение было верным: во время атаки с пикирования бомбардировщик становится трудной мишенью для зенитчиков, а точность бомбометания при этом возрастает в разы. Бои над Польшей наглядно продемонстрировали высокую эффективность нового немецкого пикирующего бомбардировщика Junkers Ju 87 Stuka, инициатором создания которого был знаменитый ас Первой мировой войны Эрнст Удет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рождение «пешки»

Разработка советского пикировщика на базе не пошедшего в серию высотного истребителя «100» началась как раз на заре войны, в 1938 году, в знаменитой «туполевской шарашке» ЦКБ-29. Это было одно из тюремных конструкторских бюро, принадлежавших Спецотделу НКВД. Весь состав инженеров состоял из осужденных «врагов народа», а главным конструктором формально являлся некто Кутепов — полковник НКВД, бывший слесарь-электрик. На самом деле руководителем группы инженеров, занимавшихся новым самолетом, был Владимир Петляков. Работы шли в очень быстром темпе: на переделку истребителя «100» в пикирующий бомбардировщик было отведено всего полтора месяца. Так как новому самолету предстояло летать на малых и средних высотах, пришлось отказаться от установки гермокабин и турбонагнетателей, предусмотренных на исходном самолете. Тем не менее во время первых полетов самолет показал очень хорошие характеристики. Репутации новой машины не помешали даже несколько аварий, произошедших во время испытаний из-за отказов двигателей. Военные очень торопились запустить в серию самолет, получивший название Пе-2. Торопились настолько, что «эталонный» образец машины был выпущен «задним числом».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спешка не была напрасной: началась Вторая мировая война, и хотя Советский Союз пока не принял открытого участия в ней, было ясно, что время на подготовку к боевым действиям исчисляется месяцами, а для советских ВВС Пе-2 был действительно шагом вперед. Летчики сразу отметили тот факт, что по сравнению с неповоротливым СБ летные характеристики Пе-2 оказались гораздо выше: в новом бомбардировщике была найдена «золотая середина» между устойчивостью и маневренностью. Важным плюсом было и то, что в самолете наконец-то появилась надежная и удобная связь между пилотом, штурманом и стрелком. Пе-2 получил протектированные топливные баки (что значительно улучшило его живучесть), а в органах управления были широко применены электродвигатели, существенно облегчившие пилотирование самолета. Тем не менее Пе-2 был строгим в управлении, особенно на малых скоростях, и требовал от летчика внимания и аккуратности (поэтому в начале Великой Отечественной, когда уровень подготовки летного состава был просто ужасен, при выполнении посадки разбилось много молодых экипажей). Бомбовая нагрузка составляла 600 кг, а при перегрузке — тонну (многие считали ее недостаточной для самолета такого класса). Небольшой вес бомб был обусловлен в первую очередь тем, что на выходе из пикирования силовые элементы конструкции Пе-2 должны были выдерживать огромные нагрузки, — при разработке пришлось заложить большой запас прочности. Ради этого и пожертвовали частью бомбовой нагрузки. Для снижения скорости при пикировании под крыльями Пе-2 были установлены воздушные тормоза — складные решетки из стальных труб. За счет их отклонения перпендикулярно потоку воздуха достигалось эффективное гашение скорости. Электроприводом воздушных тормозов управлял «автомат пикирования» АП-1. Оборонительное вооружение «пешки» первоначально состояло из четырех 7,62-мм авиационных пулеметов ШКАС, два из которых были установлены неподвижно в носу самолета. Остальные пулеметы монтировались в подвижных шкворневых установках у мест штурмана и стрелка и имели ограниченный сектор обстрела.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уже к июню 1941 года было выпущено 904 самолета Пе-2, большинство из которых, к несчастью, были в скором времени безвозвратно потеряны или на земле, или во время плохо подготовленных боевых вылетов. Положение усугубилось еще и тем, что летчики не успели в полной мере освоить ретивую машину и к тому же практически не были обучены бомбометанию с пикирования. Нарекания вызывало и слабое оборонительное вооружение: пулеметов винтовочного калибра было явно недостаточно против новых истребителей Messerschmitt Bf109G, способных безнаказанно атаковать бомбардировщики с безопасного расстояния. Только в 1942 году «пешка» наконец-то получила на вооружение мощные и надежные крупнокалиберные пулеметы системы Березина. Тогда же были устранены многие конструктивные недостатки, обнаруженные за время эксплуатации. Машина получила новые форсированные моторы, при этом аэродинамика также была улучшена. С такими доработками «истребительное прошлое» Пе-2 быстро дало о себе знать — теперь «мессер» («худой», как называли его наши летчики), опрометчиво оставшись один на один с «петляковым», имел все шансы оказаться в роли жертвы — некоторые экипажи Пе-2 имели на счету аж по пять сбитых самолетов! На фронте нередки были случаи, когда «пешки», случайно обнаружившие в полете группу вражеских бомбардировщиков, брали на себя роль истребителей...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хроники пикирующих бомбардировщиков: кто лучше?

Многие историки берутся сравнивать Пе-2 и «лапотник» Junkers Ju 87. Выводы при этом делаются самые разнообразные. Но, несмотря на схожие задачи, сравнивать эти самолеты не совсем корректно. Следует признать, что точность попадания у Ju 87 была несколько выше, чем у «пешки», поскольку «юнкерс» производил сброс бомб с высоты всего 600−700 м, в отличие от Пе-2, бомбившего как минимум с километра. В таких условиях летчик «юнкерса» имел возможность прицелиться почти «в упор», взяв поправки, исходя из погодных сводок, «на глаз». К тому же «лапотник» пикировал на относительно низкой скорости (около 600 км/ч), и у летчика было достаточно времени на корректирование траектории полета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но тихоходность «лапотника» была и недостатком. Junkers Ju 87 не зря считается одним из символов «блицкрига» — он предназначался для действий в условиях недостаточно активной ПВО неприятеля. В противном случае достоинства медлительного и слабо защищенного «юнкерса» быстро сводились к минимуму. Когда начали расти численность советских истребителей и уровень подготовки их летчиков, потери Ju 87 катастрофически возросли, что вынудило немцев бомбить только с больших высот и сопровождать «юнкерсы» хорошим истребительным прикрытием, а отсутствие бортовой автоматики, способной ввести все поправки, необходимые при атаке с большой высоты, негативно повлияло на точность. Ошибка в направлении самолета всего в один градус давала промах в 50 м.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советские конструкторы решили эту проблему, добавив в помощь летчику еще одного члена экипажа. Таким образом, наведение Пе-2 на цель было «двойным». Штурман замерял скорость и направление ветра (чтобы определить «снос» бомбы и самого самолета), рассчитывал «боевой угол разворота» и выставлял прицел, в то время как летчик держал мишень в перекрестии и старался предельно точно выдержать траекторию пикирования. Именно за счет такого «разделения труда» точность попадания составляла 40−50 м (этого было вполне достаточно), а опытный экипаж «пешки» мог уложить бомбу в десятиметровый круг. К тому же более скоростной и лучше вооруженный Пе-2 меньше, чем Ju 87, нуждался в истребительном прикрытии и меньше страдал от зенитного огня. Кстати, в 1944 году немцами была предпринята попытка использовать в качестве пикирующего бомбардировщика истребитель Focke-Wulf Fw190F, который значительно превосходил по летным характеристикам и Пе-2, и Ju 87. Основное преимущество заключалось в том, что, освободившись от бомбовой нагрузки, этот пикировщик мог легко дать отпор любым истребителям. Однако практика показала, что точность попадания Fw190F оказалась значительно ниже, чем у «старика» Ju 87. Это было связано прежде всего с выросшей скоростью пикирования: тяжелый и мощный «фокке-вульф» во время пикирования стремительно разгонялся, и даже высококлассный пилот просто не успевал одновременно управлять самолетом и целиться. Как показало время, только развитие электроники сделало бомбометание с пикирования достаточно удобным для летчика одноместной машины.

Только к концу 1944 года встал вопрос о замене Пе-2 более совершенным пикировщиком Ту-2, однако петляковская машина так и осталась основным советским фронтовым бомбардировщиком до самого конца войны. Большинство укротивших резвую «пешку» летчиков не чаяли души в своем самолете, считая его наиболее совершенной машиной в своем классе.