Это страшное слово «Ынха»: Ракета Ким Чен Ира
После подачи властями КНДР официального уведомления о запланированном на 4−8 апреля 2009 г. запуске на орбиту собственного спутника (Kwangmyongsong-2) на собственной ракете (Unha-2) ажиотаж в странах региона поднялся нешуточный.
Япония развернула и привела в готовность ракетные установки ПВО Patriot в современной модификации, а ближе к КНДР отправила 3 военных корабля, компанию которым составил эсминец ВМФ Южной Кореи и, конечно, американцы, пославшие к месте сразу 5 кораблей и летающие разведчики Cobra Ball RC-135S. Даже в России военные части Дальневосточного округа были приведены в состояние боевой готовности.
А между тем вопрос вряд ли был таким уж серьезным. И если Ким Чен Ир хотел продемонстрировать своему, что в его руках есть не только ядерное оружие (КНДР испытала его в 2006 г.), но и средство его доставки, то демонстрация провалилась. Несмотря на победные реляции со стороны северокорейских СМИ, те страны, которые обладают развитыми системами слежения за орбитой, быстро опровергли эту информацию: Unha-2 космоса не достигла, спутник исчез в океане.
Да если бы запуск и удался, западные лидеры вряд ли сочли бы КНДР действительно серьезной угрозой. Подготовка ракеты стала таким масштабным проектом для всей страны, что о ней было известно задолго до начала всей этой истории. Да и сама ракета... впрочем, как раз о ней мы и хотели рассказать.
Понятно, что северокорейская ракетная программа покрыта такой завесой секретности, что о ней весьма мало известно. С Unha-2, к примеру, неясно даже, относится ли цифра к названию, или это порядковый номер ракеты. В точности неизвестна и ее конструкция, хотя эксперты делают немало вполне разумных предположений.
Считается, что северокорейские ракетостроители сильно зависят от технологий даже не российских, а еще советских, и отталкиваются от конструкций и идей, реализованных еще в 1960-х годах в управляемых ракетах Р-14Э (Scud-B по классификации НАТО).
Unha-2, судя по всему, является модификацией более старой TaepoDong 1 (TD-1), разработанной на основе Р-14Э. TD-1 невелика, как, кстати, и иранская Safir-2, которая в прошлом феврале вывела-таки на орбиту небольшой аппарат: около 1,25 м диаметром, 22 м в длину и масса 26 тонн. На спутниковых снимках видно, что Unha-2 стала намного больше: ее первая ступень имеет в диаметре 2,25 м и весит ориентировочно 80 т.
Кроме того, делая официальное заявление о предстоящем старте, КНДР, как положено, уведомила остальные страны и о зонах потенциальной опасности для судоходства и авиации — районы, через которые будет проходить полет и где возможно падение отработанных первой и второй ступеней. Это тоже дало в руки экспертам определенные ключи.
Прежде всего, они удостоверились в том, что Unha-2 все-таки имеет 3 ступени (3-я должна подняться на орбиту). Кроме того, стало понятным, что запуск будет произведен в общем направлении на восток — как и предыдущая попытка КНДР вывести свой спутник (тогда, в 1998 г., носитель предыдущей версии TD-1 не выполнил эту задачу). Это обычный способ придать спутнику дополнительную скорость за счет вращения Земли (в этом случае — 0,35 км/с).
При этом полет Unha-2 прошел над Тихим океаном в направлении Гавайев, далеко в сторону от континентальной части США, но зато над северной оконечностью главного японского острова Хонсю, что Япония и восприняла, как серьезную опасность.
Наконец, расстояния и взаимное расположение точек запуска и районов предполагаемого падения ступеней дают информацию для построения компьютерной модели полета и подбора ракеты-носителя с теми техническими характеристиками, которые приведут к этому результату: первая ступень падает в 500−750 км от места старта, вторая — в 3150—3950 км.
Расчеты показали, что третья ступень Unha-2 могла достичь орбиты со скоростью, оптимальной для вывода аппарата на высоту около 400 км (средняя орбитальная скорость спутников, вращающихся на орбите высотой 400 км, составляет 7,62−7,67 км/с).
Судя по всему, главная доработка в ней Unha-2 — это та самая первая ступень. Эксперты склоняются к тому, что она представляет собой соединение 4 крупных жидкостных двигателей, которые используются (поодиночке) на северокорейских ракетах Nodong. Это, в общем-то, традиционный путь создания тяжелых ракет-носителей, к тому же согласуется с известными размерами Nodong и первой ступени Unha-2 (учитывая и необходимость нести вчетверо больший запас топлива).
Насколько известно, версию Unha-2 (которую по понятным теперь причинам западные специалисты упорно именую TD-2) с мощной первой ступенью КНДР вообще так ни разу и не запустила успешно. Помимо нынешнего, состоялся всего один тестовый запуск летом 2006 г., и спустя 40 секунд ракета рухнула в нескольких километрах от места запуска.
В итоге экспертами были сформулированы и обоснованы все необходимые гипотезы, которые позволили примерно представить характеристики, которыми обладает Unha-2, и оценить, насколько она ценна в виде носителя космических аппаратов — и опасна в роли носителя ядерных боеголовок.
В теории, Unha-2 способна вывести на 400-километровую орбиту полезный груз массой примерно до 100 кг. Если использовать такой носитель для баллистического полета, то ракета с подобными характеристиками сумеет доставить 500-килограммовый заряд примерно на 9 тыс. км, или 1 тонну — на 6 тыс. км.
Однако КНДР находится еще на начальных шагах развертывания полноценной ядерной программы, и считается маловероятным, что она способна произвести достаточно мощную боеголовку массой до 500 кг. Скорее всего, Unha-2 не может стать подлинно опасной межконтинентальной ракетой.
Есть сомнения и относительно 1000-килограммогого груза. Многие эксперты склоняются к тому, что недостаточная структурная прочность и особенности распределения массы в ракете вообще не позволяют разместить в ее третьей ступени достаточно тяжелый груз.
Так что прежде чем Unha-2 станет серьезной угрозой кому-либо, корейцам придется изрядно потрудиться. Тем более после того, как очередной запуск, состоявшийся под громы мирового сообщества, закончился пшиком.