Боевой Остров: Морская база
В начале этого года, в процессе подготовки к войне с Ираком, американские дипломаты начали уговаривать своих союзников в прилегающих к Ираку странах оказать простую услугу — разрешить использовать их территорию как плацдарм для ударов по иракским военным объектам и заводам по производству оружия. И с каждым отказом становилось все яснее, что друзей у Америки на самом деле меньше, чем ожидалось. Стало также ясно, что в будущем при нанесении контртеррористических ударов лучше не рассчитывать на дипломатов. Таким вот, довольно неожиданным образом идея, родившаяся в середине 1990-х, получила второе дыхание. Если американские войска не могут рассчитывать на друзей, придется им полагаться на технологии, принявшие форму военного корабля — мобильной офшорной военной базы.
Сегодняшний взгляд на вещи таков. Объединенная мобильная офшорная база (JMOB) будет комплексом модульных самодвижущихся платформ, каждая размером примерно 300 на 150 м, высотой около 35 м. Платформы могли бы пересекать океан на скорости 15 узлов (28 км/ч). Это не очень быстро, но за месяц всю конструкцию можно собрать в любой точке земного шара.
Встречались бы они в нейтральных водах — вне досягаемости вражеского оружия и радаров. По мере прибытия их соединяли бы примерно так, как показано на иллюстрации. В результате получилась бы гигантская плавающая крепость.
Главным достоинством такой платформы была бы ее способность приспосабливаться к любым видам и стадиям конфликтов. Вначале, на этапе авиаподготовки, она представляла бы собой авиабазу и служила бы взлетно-посадочной полосой для тяжелых бомбардировщиков (например, B52), которые сегодня можно размещать только на наземных базах. Впоследствии, на фазе вторжения, JMOB адаптировалась бы для приема гражданских транспортных самолетов с резервистами. С нее войска попадали бы на берег уже при помощи кораблей на воздушной подушке и десантно-штурмовых ботов, которые отбывали бы с этажей, находящихся под взлетно-посадочной полосой. После боя казармы для солдат могли бы служить местом концентрации военнопленных.
Модули JMOB
Каждая из платформ (военные строители называют их модулями) будет, видимо, представлять собой полуподводное судно. Во время путешествия к месту назначения они будут плыть. Но дойдя до места, примут балласт, чтобы обеспечить большую устойчивость к волнению. При их строительстве пригодится современный опыт создания сверхбольших контейнерных грузовых супертанкеров. С такой задачей американские судостроители справятся. «Собрать все можно хоть в Мексиканском заливе», — считает Бат Лапланте, руководитель проекта JMOB.
Пресс-секретарь Бюро военно-морских разработок (ONR) заявил, что модульная структура объекта позволит взлетать и приземляться самым разным типам самолетов. Бюро было призвано оценить тактическую полезность проекта JMOB для ВМФ и морской пехоты. В некоторых отчетах ONR утверждается, что самолеты Harrier и F35 могли бы «работать» даже с одной-единственной платформы. Пять модулей, выстроенных в ряд, дадут возможность взлетать и приземляться любым современным самолетам. И это все только сверху. А внутри себя конструкция будет нести полезный груз.
В новой войне очень многое завязано на логистику. Именно поэтому JMOB так приглянулась военным стратегам. Сегодняшние прогнозы показывают, что на 5 модульной платформе можно разместить 3,5 тыс. транспортных средств, 5 тыс. грузовых контейнеров и 150 самолетов. Общая площадь конструкции составит 0,5 млн кв. м. Из них больше половины (325 тыс. кв. м) будет снабжено кондиционированным воздухом. Военные смогут припасти там 300 тыс. т оборудования, 340 млн л топлива и более 200 млн л питьевой воды. По оценкам ONR, конструкция вместит армию в 3 тыс. штыков.
Новый дизайн
Дэннис Райт — вице-президент Kellogg Brown & Root. Его компания обладает уникальным опытом в строительстве глубоководных буровых платформ. Он считает, что предполагаемая конструкция будет величайшим достижением строительной мысли на море.
Программа ONR проливает свет на устройство сооружения. База будет не только массивной, но и настолько устойчивой, что сможет принимать грузовые самолеты типа C-17 даже во время шторма категории 6. Категории бывают от 0 (полный штиль) до 12 (ураган). Категория 6 характеризуется ветром в 25 узлов (46 км/ч) и волнами высотой 5 м.
Опыт в постройке контейнеровозов и точно ориентированных глубоководных буровых платформ помог решить большую часть инженерных проблем. «Технология хорошо зарекомендовала себя в коммерческих проектах», — говорит Райт.
Однако, чтобы соединить платформы, придется попотеть. Да и после этого останется проблема — что делать во время урагана и просто очень плохой погоды?
Поскольку американская армия может воевать при любой погоде, платформа тоже должна соответствовать: помехи в ее функционировании исключены, посадку и высадку войск необходимо обеспечить даже при штормах категории 3. Ко всему прочему, каждый элемент конструкции должен быть рассчитан на 40 лет.
До сих пор никаких проблем при прогонах модели на компьютере, а также уменьшенной в 16 раз реальной модели зарегистрировано не было.
И пусть ВМФ США еще не одобрил проект, хорошо осведомленные источники сообщили нам, что уже в ближайшее десятилетие на первые блоки будущей конструкции будет потрачено около $1 млрд.