Гроза проливов: Десантный корабль
В случае новой общеевропейской войны, если СССР не собирался проводить ее опять на своей территории, стране как воздух нужны были балтийские проливы на севере и Босфор на юге. Недаром столько русских солдат полегло за овладение ими в предыдущих войнах. Молниеносный захват проливов и был основной задачей советских Дважды Краснознаменного Балтийского и Краснознаменного Черноморского флотов. Многочисленные учения в 60-е годы показали, что внезапность такой десантной операции могла быть обеспечена только путем высокой скорости перехода морем передовых частей десанта. Особый интерес командования ВМФ СССР вызвали только что появившиеся суда на воздушной подушке. Появилась идея создания на их основе быстроходных десантных кораблей «первого броска». Тем более, что применение воздушной подушки сулило и значительное расширение «амфибийности» кораблей. Так, если для обычных десантных судов с рампой доступно только 17% побережья Мирового океана, то для судов на воздушной подушке — уже 78%.
Танки над водой
В 1964 году в ленинградском ЦКБ «Алмаз» была начата разработка десантного корабля на воздушной подушке проекта 1232 под шифром «Джейран» (главный конструктор — Л.В. Озимов). Требовалось обеспечить переброску двух танков Т-55 со скоростью 50 узлов на расстояние 300 миль — примерно соответствующее пути туда и обратно из болгарских портов Бургас и Варна к Босфору или из портов Росток (ГДР) и Свиноусьце (Западная Польша) до Копенгагена. Головной «Джейран» вышел на испытания в 1970 году и, имея полное водоизмещение 350 т, стал самым крупным в мире кораблем на воздушной подушке, превзойдя почти вдвое построенные чуть ранее в Англии ламаншские паромы на воздушной подушке типа SR. N4. Вслед за первым НПО «Алмаз» с 1974-го по 1984 год построило для советского флота 18 серийных «Джейранов» по модифицированному проекту 12321.
Однако и таких кораблей советскому флоту уже было недостаточно. Тем более, что и главнокомандующий ВМФ СССР С.Г. Горшков, и министр обороны СССР Д.Ф. Устинов являлись горячими сторонниками скоростных кораблей с динамическими принципами поддержания, на воздушной подушке, подводных крыльях, и экранопланов. Поэтому в 1978 году «Алмазу» выдается тактико-техническое задание на новый, еще более крупный десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322, получивший обозначение «Зубр». При сохранении той же дальности плавания требовалось повысить скорость хода до 60 узлов, а самое главное — обеспечить переброску уже трех танков и роты морской пехоты с размещением в кубриках (всего 140 человек). Вместо танков могла приниматься штатная бронетехника роты — десять БТР или БМП, а в случае переоборудования всего трюма под перевозку людей общая десантовместимость должна была достигнуть 500−550 человек. Еще одним требованием ВМФ стало существенное усиление вооружения, в том числе радиоэлектронного, а также возможность оборудования кораблей для постановки мин.
Головной «Зубр», получивший обозначение МДК-95, был заложен на «Алмазе» в 1983 году и поступил на вооружение в 1988 году. Вслед за этим началось серийное строительство кораблей этого типа как в «Алмазе», так и НПО «Море» в Феодосии.
Изнутри
«Зубр» перенял у «Джейранов» репутацию самого крупного в мире судна на воздушной подушке. Нынешние ламаншские паромы SR. N4 MkIII при почти таких же размерах по водоизмещению уступают на треть. Корпус с целью снижения веса целиком выполнен из алюминиево-магниевого сплава. Основной несущей силовой конструкцией «Зубра» является прямоугольный понтон, обеспечивающий прочность и непотопляемость. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования и отопления, тепло-звукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала. Некоторые важные узлы защищены алюминиевой броней.
Энергетическая установка включает две подъемно-нагнетающие газовые турбины НО-10 мощностью по 12 тыс. л.с., работающие на четыре вентилятора с целью создания воздушной подушки, и три маршевые газовые турбины МТ-70 той же мощности, установленные в ряд в кормовой части корабля и вращающие четырехлопастные тянущие воздушные винты в кольцевых обтекателях.
Воздушная подушка «удерживается» гибкой «юбкой», разделенной на секции. Благодаря этому, а также высокой производительности вентиляторов, прострелы или даже серьезные повреждения «юбки» практически не скажутся на амфибийных качествах корабля. А ведь «Зубр» является полноценно «вездеходным» кораблем, имея возможность ходить не только по водной поверхности, но и по ровной суше, песку, льду и преодолевать препятствия высотой до 1,6 м!
На острова
Всего «Алмаз» построил до 1998 года для ВМФ десять кораблей этого типа, а на Черном море успели до распада СССР сдать еще три единицы, которые в 1997 году были переданы Украине. Украине достались также два недостроенных «Зубра» в Феодосии, один из которых, находившийся в высокой степени готовности, был введен в состав ее ВМС в 1993 году под названием «Донецк», а второй, «Иван Богун», достроить из-за отсутствия средств и разрыва экономических связей с российскими субподрядчиками так и не смогли.
Судьба российских «Зубров» сложилась безрадостно. Грандиозные планы по взятию черноморских и балтийских проливов с потерей Украины, Восточной Германии и Польши ушли в прошлое. В этой ситуации корабли проекта 12322 оказались не нужны с точки зрения своего основного предназначения и слишком дороги в эксплуатации вследствие наличия прожорливых газотурбинных двигателей, имеющих к тому же ограниченный ресурс. Поэтому дальнейшее строительство серии само собой прекратилось, а корабли по большей части поставлены на прикол.
Тем не менее, именно «Зубры» стали первыми отечественными военными кораблями на воздушной подушке, поставляемыми на экспорт. Греция, владеющая огромным числом островов в Эгейском море и отягощенная спорами с Турцией, проявила интерес к этим крупным и скоростным десантным кораблям с целью иметь возможность быстрой переброски войск и техники между островами. По контракту, заключенному 24 января 2000 года, греки заказали по два корабля в Российской Федерации и на Украине. Российская сторона продала МДК-104 из состава Балтийского флота, а также построила на «Алмазе» один новый корабль, а Украина сбыла отремонтированную «Горловку» (бывший МДК-93) и доделала для Греции злополучный «Иван Богун». Российская сторона получила за два своих «Зубра» $101 млн. Грекам «Зубры» понравились, и в ноябре 2002 года они достигли соглашения с «Алмазом» на сумму в $110 млн о постройке еще одного корабля этого типа с опционом на поставку в будущем еще одной единицы. Известно также, что переговоры с «Рособоронэкспортом» о возможном строительстве «Зубров» в настоящее время ведет и Китай.
Повоевать не дали
Безусловно, десантные корабли проекта 12322 представляют собой выдающееся достижение отечественной науки и техники. В то же время нельзя не отметить, что сама концепция быстроходного «десантно-штурмового корабля» на воздушной подушке до сих пор не нашла своей практической проверки в боевых действиях. В военных конфликтах последних десятилетий участвовало лишь небольшое количество малых катеров на воздушной подушке английской постройки. Так, в Южном Вьетнаме в конце 60-х годов американцы применяли для патрулирования на реках три катера типа SR. N5, Иран в 1974 году использовал катера типов SR. N6 и BH.7 для захвата трех спорных с ОАЭ островов в Персидском заливе, а в годы Ирано-Иракской войны применял катера ВН.7 для постановки мин. Во всех этих случаях противодействие со стороны противника было минимальным или отсутствовало вовсе. Существуют серьезные опасения по поводу низкой боевой живучести кораблей на воздушной подушке, выполненных из алюминия и набитых легковоспламеняющимся топливом, — особенно в условиях насыщенности современных армий противотанковыми управляемыми ракетами. Кроме того, высокой является и стоимость эксплуатации подобных кораблей — при их низкой экономичности и относительно небольшом радиусе действия. В то же время ценными их свойствами являются высокая амфибийность и «проходимость», а также малая уязвимость для морских и наземных мин. Все это привело к тому, что сейчас на Западе десантные средства на воздушной подушке имеют развитие только в одном качестве — как десантные плашкоуты для доставки техники и грузов с десантных кораблей на необорудованное побережье на относительно небольшие расстояния. Так, в составе ВМС США находится 91 катер LCAC, представляющие собой своего рода открытую грузовую платформу.
Поэтому вопрос о подлинной боевой эффективности «Зубров» и о перспективах дальнейшего развития кораблей подобного типа до сегодняшнего дня остается открытым.