Сбил и был сбит: как проявил себя в «бою» истребитель F-15EX Advanced Eagle
Американский аэрокосмический концерн Boeing начал испытывать истребитель-бомбардировщик McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle (на заглавном фото) в модернизированной версии F-15EX Advanced Eagle с гиперзвуковым вооружением, а военно-воздушные силы США проверили новинку в военной игре Northern Edge 21 на Аляске.
Виртуальными соперниками нового самолета стали американский всепогодный истребитель четвертого поколения McDonnell Douglas F-15C Eagle, американский многофункциональный легкий истребитель четвертого поколения General Dynamics F-16 Fighting Falcon, американский многофункциональный истребитель-бомбардировщик пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II и американский же многоцелевой истребитель пятого поколения Lockheed/Boeing F-22 Raptor.
Как отмечает издание Air Force со ссылкой на ВВС США, в учебных боях новый F-15EX Advanced Eagle «сбил» нескольких условных противников самых разных моделей, но и сам был «подбит». Военные летчики отмечают, что еще предстоит разработать оптимальную тактику использования новинки.
Что такое F-15EX Advanced Eagle
Напомним, основной особенностью нового самолета является архитектура Open Mission Systems (OMS), позволяющая легко внедрять новые технологии. Advanced Eagle также получил управление «по проводам», новую систему радиоэлектронной борьбы, усовершенствованную кабину пилотов и ряд других нововведений, отличающих F-15EX от существующих модификаций.
Общее количество F-15EX Advanced Eagle, запланированных к производству, оценивается в 144 экземпляра — первый самолет передали ВВС в марте 2021 года. Он получил название «F-15EX Eagle II». При этом ВВС США сообщили, что общий контракт с неопределенным сроком поставки 144 истребителей составил около $23 млрд.
На 2020 финансовый год было запланировано производство 8 самолетов, еще 12 — на 2021 финансовый год. До 2026 года ВВС США планируют вывести из использования 421 устаревший истребитель и заменить их более чем 300 самолетами. Позже появлялись сообщения о том, что Boeing вводит систему пассивно-активного предупреждения и живучести Eagle на истребителях.
Технические характеристики F-15EX Advanced Eagle
- Экипаж: 2 человека;
- Длина: 9,4 м;
- Высота: 5,63 м;
- Размах крыла: 13,05 м;
- Масса пустого самолета: 14 400 кг;
- Масса снаряженного самолета: 28 440 кг;
- Максимальная взлетная масса: 36 700 кг;
- Масса топлива: 5952 кг;
- Максимальная скорость: 2655 км/ч;
- Крейсерская скорость: 917 км/ч;
- Дальность полета: 1950 км;
- Вооружение: Пушка (1 х 20 мм, 510 снарядов), Ракеты воздух-воздух (8 х AIM-120/AIM-9).
Предыдущие модификации F-15
F-15EX Advanced Eagle – лишь восьмая машина в серии F-15. До последней модификации, совершившей первый полет в 2021 году, существовало еще семь:
- F-15E. Двухместный всепогодный ударный истребитель большой дальности для ВВС США. В период с 1985 по 2001 год было построено 236 самолетов;
- F-15I. Используется израильскими военно-воздушными силами, где он известен как Ra'am, что переводится как «Гром». Двухместный штурмовой самолет, оснащенный двумя двигателями Pratt & Whitney F100-PW-229. При создании в качестве основы использовался F-15E;
- F-15K. Создан на базе F-15E. Эксплуатировался Военно-воздушными силами Республики Корея. Всего было заказано 40 самолетов. F-15K имеет несколько нетипичных функций в отличие от F-15Е, таких как инфракрасный поиск и отслеживание;
- F-15S. Является вариантом F-15E, который поставлялся Королевским ВВС Саудовской Аравии (RSAF) в 1990-х годах. Саудовская Аравия ранее пыталась приобрести F-15F, но это решение было заблокировано Конгрессом США. Единственное существенное отличие в характеристиках от F-15E — радар в режиме синтезированной апертуры;
- F-15SG. вариант, заказанный Военно-воздушными силами Республики Сингапур. 6 сентября 2005 года он был выбран вместо Dassault Rafale — единственного другого самолета, участвовавшего в конкурсе. В общей сложности к 2018 году ВВС Республики Сингапур получили 40 истребителей;
- F-15SA. F-15SA (Saudi Advanced) — модификация для ВВС Саудовской Аравии, впервые оснащенная новой системой управления полетом, вместо гибридной электронно-механической системы, используемой предыдущими F-15. Она позволяет устанавливать вооружение на ранее неиспользуемых внешних опорах крыла. F-15SA включает в себя радар, цифровые системы радиоэлектронной борьбы и системы инфракрасного поиска и слежения;
- F-15QA. Вариант для ВВС Катара. Государственный Департамент США одобрил Катару приобретение до 72 истребителей. 22 июня 2021 года Boeing объявил, что интегрирует в F-15QA систему защиты от помех Elbit Systems, что позволит ему непрерывно летать в условиях сильных электромагнитных помех;
- F-15IA. F-15IA (израильский усовершенствованный) — вариант для военно-воздушных сил Израиля, основанный на F-15EX и Advanced Eagle. Израильские силы обороны одобрили план приобретения 25 новых F-15IA и модернизации 25 F-15I до стандарта F-15IA в феврале 2020 года;
- F-15EX Eagle II. Первый истребитель этой модификации был поставлен ВВС США в марте 2021 года и получил название Eagle II. Законопроект об ассигнованиях на оборону на 2020 год финансировал закупки F-15EX на сумму 1,23 миллиарда долларов для 12 самолетов, а на сегодняшний день заказано 144 F-15EX.
Российский аналог F-15EX — Су-57
Су-57 – российский истребитель. Он разработан в рамках программы перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Су-57 — первый истребитель пятого поколения и, конечно, основа для будущих боевых самолетов.
Началась разработка Су-57 еще в 2001 году. В качестве основы был взят Су-27. Первый полет самолета должен был состояться в 2006 или 2007 году, но из-за некоторых проблем первый взлет Су-57 осуществил лишь в 2010 году. В 2019 году он уже поступил на серийное производство. В конце 2020 году истребитель поступил на вооружение ВВС России. Сейчас планируется до 2027 года передать 76 истребителей ВКС России.
Стоимость одного самолета — около 30 миллионов долларов. Однако для нужд иностранных пользователей цена будет куда выше — 100-120 млн. долларов.
Как проявил себя F-15EX Advanced Eagle в учебном бою