На крыльях «Черного дрозда»: пилот Lockheed SR-71 рассказал о своей работе
Стратегический высокоскоростной самолет-разведчик ВВС США Lockheed SR-71 был разработан в 60-е годы и оставался в строю практически до 2000 года. Первый самолет в мире, созданный с применением технологий снижения радиолокационной заметности отличался высокой скоростью и высотой полета, благодаря которым основным маневром уклонения самолета от ракет было ускорение и набор высоты.
В его конструкции были использованы титановые сплавы, поскольку из-за высокой скорости полета обшивка нагревалась до 400−500°С. Большая площадь внутренней части крыла имела гофрированную поверхность, что создавало более благоприятные условия для теплового расширения и повышало продольную прочность.
Главной особенностью «Черного дрозда» является конструкция воздухозаборников двигателей J58, которая позволяла самолету развивать рекордную крейсерскую скорость в 3,2 Маха. На дозвуковых и трансзвуковых скоростях J58 работал как стандартный турбореактивный двигатель, а при скорости около двух чисел Маха – как прямоточный. В конструкции силового агрегата использовались никелевые сплавы, выдерживающие температуры от 430 до 1760 градусов Цельсия. В передней части каждой из двух мотогондол самолета имелся подвижный конус, находящийся в выдвинутом положении при скорости до 1,6 Маха и задвинутом – при большей.
Всего было построено 32 машины (12 потеряно в процессе эксплуатации). В 1976 году SR-71 установил официальный абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолетов — 3529,56 км/ч, который не побит до настоящего времени.
Самолет совершал разведывательные полеты над Вьетнамом и Северной Кореей в 1968 году, во время противостояния СССР и США над территорией СССР и Кубы, а в 1973-м применялся для разведки территории Египта, Сирии и Иордании в ходе арабо-израильского конфликта. Самолет был «вооружен» приборами радиоэлектронной и фоторазведки и РЛС бокового обзора. Помимо ВВС США и ЦРУ, SR-71 эксплуатировало NASA — в качестве летающей лаборатории в рамках программ AST (Advanced Supersonic Technology) и SCAR (Supersonic Cruise Aircraft Research).
Рассказ пилота Lockheed SR-71 от первого лица
Адельберт «Базз» Карпентер за свою военную карьеру налетал 4400 часов на различных самолетах, от учебно-тренировочного T-38 Talon до C-141 Starlifter. Карпентер также налетал более 300 часов на стратегических разведывательных самолетах, включая U-2 и SR-71, и выполнял задания с авиабазы Бил в Калифорнии, авиабазы Кадена в Японии и авиабазы Милденхолл в Великобритании.
Выйдя на пенсию, Карпентер работает волонтером в качестве доцента в Музее авиации и космонавтики, объясняя, каково это — летать на самом быстром реактивном самолете из когда-либо построенных. Карпентер — кладезь знаний о «Черном дрозде» во всем, от камер до навигации. В своем видеоролик летчик на примере 61-7972 — последнего SR-71, который когда-либо летал — рассказывает о необычном самолете.
Пилот Lockheed SR-71 рассказал о своем самолете