Могучий «Шершень»: почему потенциал McDonnell Douglas F/A-18 Hornet до сих пор не раскрыт?
В первый день войны в Персидском заливе четыре F/A-18C взлетели с авианосца «Саратога» для бомбардировки аэродрома на юго-западе Ирака, но на пути к цели им в небе встретились два иракских МиГ-21. С момента обнаружения самолетов противника и до их уничтожения прошло всего 40 секунд. Эти два иракских МиГа — единственные воздушные победы F/A-18 Hornet/Super Hornet за десятилетия их службы — поскольку в остальных вооруженных конфликтах, где принимали участие США, достойных соперников у их авиации не было.
Обратить внимание необходимо на индекс F/A, который указывает на то, что этот реактивный самолет был спроектирован как истребитель и как штурмовик, чтобы заменить одним самолетом сразу несколько. Выбор стоял между одномоторным General Dynamics YF-16 или двухмоторным Northrop YF-17. Первый поступил на вооружение ВВС как F-16 Fighting Falcon, но флот предпочел два двигателя. После того, как Northrop объединилась с McDonnell Douglas, две оборонные компании совместно представили сильно переработанную версию YF-17 для ВМФ — она получила название F-18.
Он должен был выпускаться в трех модификациях: одноместный F-18 для замены F-4, одноместный A-18, пришедший на смену A-7 Corsair, а также двухместный учебно-тренировочный TF-18, который мог служить боевым. Однако компания Northrop/McDonnell Douglas объединила одноместные варианты в одноместный F/A-18A, а затем переименовала двухместный самолет в F/A-18B.
Новый самолет, получивший теперь официальное название Hornet, впервые поднялся в воздух в ноябре 1978 года. Были выявлены проблемы с характеристиками самолета, а также с его надежностью, но они не повлияли на решение ВМФ России заказать самолеты.
Что после «Шершня»
В 1987 году McDonnell Douglas представила F/A-18C и двухместный F/A-18D, которые получили модернизированные двигатели, улучшенное вооружение и авионику. Последний F/A-18C был передан ВВС Финляндии в августе 2000 года, а последний F/A-18D был поставлен корпусу морской пехоты США в том же месяце.
В октябре 2019 года последний боевой F/A-18C совершил свой последний полет, ознаменовав конец эпохи — на смену Hornet пришел Super Hornet: одноместный F/A-18E Super Hornet и двухместный F/A-18F Super Hornet. Super Hornet впервые поднялся в воздух 29 ноября 1995 года, приступив к пятилетней программе испытаний, в ходе которой выяснилось, что хотя самолет стал лучше своего предшественника, но все равно не добился поставленных перед ним задач и имел ряд проблем, требовавших доработок.
Super Hornet, прозванный «Носорогом», поступил на вооружение в 2001 году. Уже построено более 500 самолетов и еще столько же находится на стадии сборки. Из-за задержек с вводом в эксплуатацию палубного F-35C, ВМС заказали больше Super Hornet, чтобы заполнить брешь в истребителях по мере износа устаревших Hornet. Самолет в полной мере стал крутым, но возможностей целиком раскрыть свой потенциал у него не было. Вероятно, к счастью.
История самолета McDonnell Douglas F/A-18 Hornet