Когда в СССР покорили скорость звука: история отечественных истребителей

Считается, что впервые в истории страны скорость звука была преодолена 6 февраля 1950 года, но так ли это?
Когда в СССР покорили скорость звука: история отечественных истребителей
parfaits/Wikipedia

В 1952 году в СССР впервые самолет превысил скорость звука, но кто был этим пилотом и на каком самолете удалось это сделать?

Впервые в истории человечества скорость звука была преодолена 14 октября 1947 года, когда американский пилот Чаг Йегер за штурвалом построенного Bell Aircraft самолета Bell X-1 на высоте 12 200 м развил скорость 1,04 Маха, что эквивалентно 1066 км/ч. Свой же рекорд пилот превзошел 12 декабря 1953 года, когда на высоте 21 380 м Йегеру удалось развить скорость 2655 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Советском Союзе дела обстояли иначе. Первым советским самолетом, преодолевшим звуковой барьер, считается экспериментальный Ла-176 — одноместный истребитель разработки ОКБ-301 — который в 1948 году развил максимальную скорость 1105 км/ч, но после потери прототипа в авиакатастрофе работа над машиной была прекращена.

В 1950 году советский летчик-испытатель, подполковник, Герой Советского Союза Иван Иващенко стал первым, кто в ССРР достиг скорости звука в горизонтальном полете, пилотируя экспериментальный самолет СИ-1, ставший впоследствии серийным реактивным истребителем МиГ-17. Но с этой историей много непонятного.

До сих пор не найдены (или не обнародованы) документы о том полете, равно как нет и информации о полетах в декабре 1949 года, в ходе которых, по слухам, Иващенко также преодолевал скорость звука. Поэтому непонятна ни дата преодоления звукового барьера, ни то, в каком полете (в горизонтальном или в пикировании) это было сделано.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По другим данным, основываясь на акте заводских испытаний, скорость звука на самолете СФ (МиГ-17Ф) с форсажной камерой в 1951 году преодолел летчик-испытатель Александр Чернобуров, но источники утверждают, что даже с форсажной камерой МиГ-17Ф с трудом мог преодолеть звуковой барьер, а уж обычный МиГ-17 хоть и был первым из серийных истребителей, который допускал достижение скорости звука, но для боевых полетов считался околозвуковым, поскольку к сверхзвуку мог подходить только без вооружения и с полупустыми баками. Были проблемы и с несовершенными приемниками воздушного давления, которые завышали скорость и установить, преодолел ли самолет скорость звука или нет, было непросто.

Так кто же первым в СССР смог в горизонтальном полете преодолеть скорость звука? Согласно акту государственных испытаний, первым в нашей стране это сделал в 1952 году генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Григорий Седов — на опытном самолете И-360 (стал в итоге МиГ-19, на фото) ему удалось первому в стране в горизонтальном полете достигнуть скорости звука. Самолет, являвшийся экспериментальной разработкой на базе МиГ-17Ф, в 1952 году совершил 55 полетов с общим налетом 40 ч 30 мин. В ходе этих испытаний с небольшим углом снижения самолет выходил на сверхзвук, достигая скорости, соответствующей числу 1,16 Маха, а в горизонтальном полете на высотах 10000-11000 м развивал 1,045 Маха.

Так что будем считать, что в 2022 году мы отмечаем 70-летие выхода на сверхзвук — как минимум эта дата документально подтверждена.