Невидимая ударная сила: Ударные суда нового класса
Вообще-то, порт Аден, в Йемене, считался дружественной территорией. Для всех военных моряков этот взрыв стал уроком: современные боевые корабли так же беззащитны для террористов-самоубийц, как и переполненные автобусы в Израиле. Но настоящий ужас у адмиралов вызвала не мысль о повторной атаке одиночки, а возможность того, что на корабль нападут, словно стая пчел-убийц, сразу много мелких лодок. И что во время возникшей неразберихи кто-нибудь выстрелит противокорабельной ракетой по авианосцу. Ракету-то почти наверняка собьет корабельная система обороны. Но в мире международного терроризма, где перевернуты все понятия, сам факт, что кому-то удалось почти что подбить «регалию» ВМФ США, будет воспринят как ошеломляющая победа «Аль-Каеды».
Отчет, который ВМФ выпустил после нападения, так описывает новую угрозу американской военно-морской мощи: «Текущая ситуация в мире вынуждает нас действовать в зоне жизненных интересов жестких, непреклонных фанатиков. Они нам не рады. Они хотят, чтобы мы держались на расстоянии — чем дальше, тем лучше. До какой степени сможем мы влиять на события на суше и на море, там, где захотим, если нас вынудят держаться на расстоянии, если для любого действия нам придется преодолевать расстояние?»
Вскоре моряки пришли к мысли, что у них уже есть предварительный проект корабля, вполне пригодный для противодействия угрозе, которую представляют международные террористы. ВМФ называет его «прибрежный боевой корабль» (Littoral Combat Ship — LCS). По утверждению пресс-секретаря Центра разработки военно-морских вооружений (NWDC), такие корабли стали частью концепции ВМФ еще в 1999 году.
Такие суда могут быть использованы как для информационных операций, так и для траления мин, действий против подводных лодок или поддержки специальных операций. На военных свойства будущего корабля произвели сильное впечатление.
Идея LCS получила импульс в сторону превращения в реальный корабль благодаря включению ее в документ Министерства обороны США, который определяет направления развития на 2003−2007 годы. В документе даны явные указания ВМФ разработать возможности противодействия угрозам, которые могут исходить от стран-изгоев и международных террористов. Самая важная функция LCS — охранять жизненное пространство вокруг авианосных группировок от доставляемых подлодками и плавучих мин. Другая, связанная с этой, задача — необходимость улучшить возможности флота уничтожать или отгонять большое количество подлодок, «обитающих» на мелководье возле берега.
LCS хорош для этих целей по нескольким причинам: он быстроходен и обладает высокой осадкой, прекрасно себя чувствует на мелководье. А тот факт, что корабль может действовать из-за горизонта, означает, что ему не нужен эскорт и охрана, это высвобождает другие боевые единицы для иных целей. Технология активной торпедной защиты позволяет LCS играть роль, аналогичную роли эсминца AEGIS в противовоздушной обороне.
Для отражения атак тихих дизельных субмарин, LCS может вести операции с буксируемыми или отстреливаемыми противоторпедами.
Прислушиваясь к страхам, возникшим после истории с кораблем Cole, ВМФ хочет иметь возможность уничтожать орды мелких лодок с крылатыми ракетами без того, чтобы подвергать опасности авианосцы.
Шеф военно-морских операций, адмирал Верн Кларк говорит, что
в будущем корпуса ВМФ США должны доминировать в прибрежном пространстве и предоставлять поддержку объединенной боевой команде. Противник будет и дальше разрабатывать асимметричные противомеры. А LCS станет американским асимметричным преимуществом, которое позволит контролировать критические районы. И эта штука нужна чем быстрее, тем лучше.
Выбор конструкции
Прошлым летом Пентагон приблизил момент, когда такие глобально координируемые боевые действия на море станут реальностью. Были выбраны три компании, которые по контракту выполнят семимесячную предварительную разработку для уточнения концепции LCS, предложенной военными моряками. Финалистами стали компании General Dynamics, Lockheed Martin Naval Electronics и Raytheon-Integrated Defense Systems. Каждый контракт стоил примерно 10 миллионов долларов. Победителя же ждет многомиллиардный чек. ВМФ США хочет приобрести девять таких судов к 2009 году. Всего же их может быть шестьдесят.
Чтобы поощрить инициативу и свободу мысли, Пентагон предлагает проектировщикам самим определить детали проекта. Пройдет еще минимум год до того момента, когда спецификации кораблей будут сформулированы окончательно. Но уже ясно, что какой бы проект ни был принят, это будет глобальный прорыв и отход от принципов построения кораблей прошлого. По документам ВМФ, корабль (LCS) будет иметь высокую осадку и особые формы корпуса и сможет развивать на мелководье скорость до 40−50 узлов (70−90 км/ч). Проект компании Lockheed Martin называется «Морская бритва» (Sea Blade). Главное его свойство — полупланирующий корпус с высокой осадкой. Команда, работающая над проектом в компании Raytheon, делает ставку на полностью композитный двухкорпусный катамаран, при изготовлении которого будут использованы самые последние технологии от отдела полимеров компании Goodrich Corp. Проект от General Dynamics — тримаран, по конструкции подобный гоночным яхтам.
Два вида заданий
LCS будет применяться в двух типах операций — разовых и продолжительных. В разовых он будет нести разные виды модульных вооружений, подогнанных под текущую задачу, — например, противолодочные средства или средства противодействия маленьким лодкам. В любом случае корабли будут работать группами, в составе распределенных сил. Одна эскадра LCS может проводить противолодочные боевые операции, а другая — обнаруживать и классифицировать морские мины. При продолжительных операциях корабли будут вооружены легко и получат дополнительное оружие только для защиты себя от непосредственной угрозы.
LCS также можно будет использовать для доставки личного состава и боеприпасов, для проведения морского перехвата и ведения информационной войны. Но несмотря на то, что они предназначены для действий группами, даже один корабль будет грозной силой. Один выведенный вперед LCS способен быстро реагировать в малоопасной обстановке и проводить широкий спектр операций, включая поддержку спецзаданий, логистику, морские перехваты, небоевые эвакуации и гуманитарные и медицинские задачи.
«Команды, занятые разработкой кораблей LCS, включают в себя лучшие национальные и иностранные умы и опыт и отражают серьезность подхода к применению новых технологий и операционной гибкости к заданиям флота», — заявляет Джон Янг, помощник министра ВМФ США по исследованиям и развитию. В этом году ВМФ выберет проект LCS. Если все пойдет по плану, моряки получат свой радикально новый корабль уже где-нибудь в 2007 году.