Гвозди бы делать из этих людей: Железный человек становится киногероем

Экранизировать «Железного человека» был приглашен режиссер Джон Фавро. «Я не поклонник компьютерной графики», – сразу же заявил он журналистам. Джон Нельсон, руководивший созданием эффектов в картине, получил от Фавро следующие указания: эффекты должны соответствовать истории, выглядеть правдоподобными и не мозолить глаза
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Железный человек, популярный персонаж американских комиксов компании Marvel, появился на свет в 1963 году. Легендарный художник Стэн Ли утверждает, что придумал его на спор: герой этой истории Тони Старк — мультимиллионер, оружейный магнат и плейбой — во всех отношениях противоречил свободолюбивому духу 1960-х. Ли выиграл: по своей популярности Железный человек не уступал другим супергероям Marvel (среди которых Человек-паук, Халк и Люди Икс), и на его имя приходило больше всего писем от поклонниц. За прошедшие десятилетия вышло около 600 комиксов про Железного человека, и появление фильма о его приключениях было только вопросом времени.

Тюрьма по Станиславскому

Превращение миллионера в супергероя начинается в Афганистане, в пещерах, где его держат в плену международные террористы. Пещера глубиной почти в двести метров стала одной из самых больших декораций, построенных для фильма на киностудии Плайя Виста в Лос-Анджелесе. В искусственной пещере было темно и холодно: художник-постановщик картины Дж. Майкл Рива увидел телевизионное интервью с представителем Талибана (организация запрещена в России) в Тора Бора и обратил внимание на то, что у людей в кадре шел пар изо рта. Рива убедил режиссера установить на площадке сильные кондиционеры; актеры мерзли, но пар изо рта получился самый натуральный. «Меня за это до сих пор все ненавидят», — признается художник.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рива также очень интересовался бытом заключенных и подробно расспрашивал актера Роберта Дауни-младшего, исполняющего в фильме заглавную роль. Дауни в конце 1990-х вел достаточно бурный образ жизни и отсидел несколько месяцев в лос-анджелесских тюрьмах. Его воспоминания о том, как заключенные заваривают чай с помощью носков, и о том, как можно сделать нарды из ничего, очень пригодились для фильма.

Железные наряды

Главное, что отличает супергероя из комикса от всего остального человечества, — это его наряд, без которого никакие сверхчеловеческие способности, как правило, не проявляются. Кроме того, высокотехнологичные доспехи, которые талантливый инженер Тони Старк сконструировал самостоятельно, поддерживают в нем жизнь, не давая вражеской пуле дойти до сердца.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По мнению Бена Сноу из студии Industrial Light and Magic (ILM), которая сделала бóльшую часть компьютерных эффектов для фильма, традиционные варианты костюма в фильмах по комиксам — то есть либо обтягивающее трико из латекса, либо сплошная компьютерная графика — для «Железного человека» не работали. Создатели картины пошли другим путем: Роберт Дауни носил настоящий костюм для сцен, в которых его герою не нужно было особенно двигаться; эпизоды, в которых мы видим Железного человека в действии, были в большинстве своем сделаны на компьютере.

Роль весом в 41 кг

Воплощением чертежей в реальность занимался Шэйн Мэхан из студии Стэна Уинстона (Stan Winston Studios). «Мы должны были сделать костюм как можно более легким, чтобы Роберт и заменяющие его каскадеры могли передвигаться и не выглядеть при этом неуклюже», — объясняет он. Тем не менее окончательный вариант костюма Mark I весил больше 40 кг. Надевание костюма с помощью трех человек занимало у Дауни 30−40 минут. «Когда я впервые влез в эту броню, я чуть с ума не сошел, — говорит актер. — У меня нет клаустрофобии, но, проведя в этом наряде пару часов, я совершенно пал духом». Все костюмы были сделаны разборными, чтобы актер мог носить только верхнюю часть: шлем, рукава и нагрудник. Виртуальным костюмом для героя занималась студия ILM.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Саботаж и подкуп

По мере того как продвигалась работа над фильмом, интеграция компьютерной графики и «живых» съемок продвигалась все более успешно. В какой-то момент режиссер указал сотрудникам ILM на «недостаточно правдоподобные» эффекты в одном из эпизодов фильма; выяснилось, что именно этот кадр был снят с актерами на площадке и компьютерной обработке не подвергался. Когда Роберт Дауни понял, что совершенно не обязательно надевать на себя тяжелые доспехи, уговорить его облачиться в броню стало практически невозможно. В итоге студия сделала значительно больше сцен с цифровым костюмом, чем планировалось изначально. Этому поспособствовала и склонность актера к импровизации. Так, сцену, где Тони Старк разглядывает и испытывает свой второй костюм с помощью нескольких нерадивых роботов, Роберт Дауни практически целиком придумал самостоятельно — прямо на съемочной площадке. У Джона Нельсона и его команды ушел почти год на то, чтобы сделать всю «виртуальную» часть этой сцены.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Цифровой двойник для Дауни создавался по технологии iMocap, которую на студии ILM впервые использовали в фильме «Пираты Карибского моря. Сундук мертвеца». Работает iMocap следующим образом: актер надевает обтягивающий костюм, на который нанесены светочувствительные точки-маркеры. Данные с маркеров перегоняются в компьютер, и получается виртуальный каркас, на основе которого и конструируется цифровой двойник. Таким образом, часть съемочного периода Роберт Дауни проходил в красном трико — униформе для iMocap, — иногда надевая поверх него части своих тяжелых доспехов.

Достоинство iMocap в том, что эта технология не требует специально оборудованной студии и позволяет работать на основной съемочной площадке, в окружении других актеров. Для «Железного человека» существующий алгоритм пришлось доработать. Чтобы костюмчик, состоящий из «настоящих» фрагментов и компьютерной графики, «сидел» на актере как влитой, положение героя на экране нужно было особенно тщательно отслеживать. Чтобы показать, как они успешно с этим справились, на ILM приводят в пример эпизод, в котором герой учится летать. Одна из его рукавиц в этот момент — от настоящего костюма, а другая — виртуальная.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Железный торговец

Главным врагом героя в фильме стал Железный торговец (Iron Monger) — гигант ростом 4,5 м. Разница в росте между ним и Железным человеком была слишком велика, чтобы показать их главное сражение вживую; сцена была практически полностью смоделирована на компьютере.

Для некоторых сцен с участием Торговца использовали миниатюрный макет, а для самого главного сражения на студии Стэна Уинстона сделали макет верхней части чудовища — высотой примерно 3 м и весом 360 кг. Управляли чудом техники пятеро операторов. Макет установили на раскачивающейся платформе, чтобы можно было имитировать его походку.

Воздушный бой

После первой героической миссии Железный человек вынужден вступить в воздушный бой с двумя истребителями F-22. В первые же дни работы над фильмом Джон Фавро пригласил команду создателей спецэффектов в просмотровый зал, где показал отрывки из «Лучшего стрелка» (Top Gun) 1986 года с Томом Крузом и из картины трехлетней давности «Стелс» (Stealth). По мнению режиссера, воздушные бои в версии 1986 года выглядят куда более драматичными. «Не нужно позволять камере слишком свободно передвигаться, — говорит Фавро. — Люди очень увлекаются цифровыми эффектами, но если их слишком много, фильм становится похожим на компьютерную игру».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы воздушный бой, над котором трудилась студия ILM, избежал подобной печальной участи, создатели фильма договорились с министерством обороны и получили в свое распоряжение несколько самолетов. Подняв в небо MIG и F85, съемочная группа установила камеру на небольшом самолете Lear Jet, который летел рядом с ними. MIG и F85 разыгрывали в воздухе сцены, которые в фильме достались Железному человеку и преследующим его истребителям. Эти съемки дали аниматорам ILM бесценный материал, а зрителям — полную иллюзию того, что воздушный бой в фильме снят оператором, находящимся в воздухе.

Создатели фильма признаются, что они совершенно не ожидали, что поднять в воздух Железного человека будет так сложно. Герой картины должен был летать по-своему, не копируя никого из своих коллег по комиксам. Джон Фавро объясняет, что Супермен взлетает быстро, а приземляется медленно; Железный человек делает все наоборот: он тяжелый и поэтому взлетает медленно, но зато опускается на землю быстро и с глухим звуком. Роберт Дауни-младший немного «полетал» на тросах в студии, но в основном все сцены, в которых его герой поднимается в воздух, сделаны на ILM с помощью покадровой анимации.

Всего в «Железном человеке» около тысячи планов со спецэффектами. Зрители были в восторге от фильма, критики хвалили его за энергию, стиль и оригинальность. За первые две недели проката фильм собрал около $350 млн по всему миру, окупив свой бюджет более чем в два раза. Студия уже планирует продолжение: выход «Железного человека-2» намечен на весну 2010 года.