На пути к «Чёрному дрозду»: засекреченный проект ВВС США по разработке высотных самолетов-разведчиков
Высотные самолёты-разведчики, созданные в 50-х и начале 60-х в США для ЦРУ по сей день поражают воображение. Хорошо известные публике U-2 и А-12 стали настоящим символом технической смекалки авиаконструкторов тех лет. Хорошо известны сегодня так никогда и не вышедшие с чертёжных досок проекты от Convair: составной самолёт разведчик FISH и его младший брат «Kingfish» — один из первых настоящих стелсов.
ВВС США в погоне за стратегическим разведчиком
При всей любви ЦРУ к секретности мы уже очень многое знаем про эти программы, о них написаны десятки подробных книг, сотни интересных статей. На этом фоне крайне необычно выглядит история создания высотных разведчиков для ВВС США, шедшая параллельно истории самолётов для ЦРУ. Мы почти ничего не знаем о тех самолётах, часто не менее интересных, чем их более известные коллеги.
Разработка высотного разведчика U-2 для ЦРУ, начавшаяся в 1953 году, хоть и проходила в строжайшей секретности, но для высшего руководства ВВС США тайной не была. И авиаторы были совсем не прочь получить себе что-то похожее. Если ЦРУ-шный самолёт был предназначен для разведывательных полётов в мирное время, то ВВС хотело получить высотного наводчика для ядерных бомбардировщиков. Самолёт должен был разведывать цели и силы их защищающие и оценивать разрушения после нанесения ядерных ударов. U-2, выполненный как самолёт предельных параметров, ВВС не заинтересовал. Им хотелось что-то посерьёзнее.
Программа получила наименование Weapon System MX-2147 «Bald Eagle» (Белоголовый орлан) и к участию в ней привлекли три фирмы: Fairchild, Bell и Martin Aircraft. Интересно, что задействованные в программах ЦРУ Lockheed и Convair просто не позвали. Fairchild и Bell представили оригинальные проекты, а Martin предложили глубокую переработку своего бомбардировщика B-57 с увеличением размаха крыла. В конце того же года основным проектом выбрали Х-16 от Bell, проект Martin был назначен запасным за свою простоту и дешевизну. Х-16 за счёт больших размеров и более мощных двигателей в теории при той же высоте должен был иметь радиус полёта чуть больше, чем U-2 и нести больше полезной нагрузки.
Удалось бы Bell достичь заявленных характеристик мы никогда не узнаем. Сразу после заказа на 28 самолётов результаты программы были пересмотрены. Критике подверглась цена проекта и невозможность даже в теории нести ядерную бомбу (на чём настаивал генерал ВВС США Кёртис ЛеМей, на тот момент командующий Стратегическим командованием ВВС США). В итоге в серию пошёл Martin RB-57D с более скромными характеристиками.
Высоко лечу, далеко гляжу
Но на этом ВВС США останавливаться не собирались. В 1955 году, когда U-2 только-только учились летать, а в ЦРУ ещё даже не думали о программе Oxcart (будущему А-12), в ВВС уже решили, что им надо идти дальше. В июне 1955 года был дан старт программе WS-118 (Weapon System 118) под обозначением HARP (High-Altitude Reconnaissance Program). В её рамках ВВС должны были получить абсолютно неуязвимый для советской ПВО самолёт, по всем параметрам превосходящий U-2 от ЦРУ. Такое противопоставление в требованиях может означать, что одной из причин старта программы WS-118 была попытка вернуть стратегическую авиационную разведку в руки ВВС.
Программа сразу была разделена на две подпрограммы: WS-118A предполагала создание высотного сверхзвукового разведчика со скоростью не менее 3 Мах, а WS-118Р предполагала разработку высотного дозвукового разведчика с высотой полёта не менее 23 километров над уровнем моря. В итоге ВВС предстояло выбрать победителя и решить, должны ли быть построены оба вида разведчиков или только один.
О программе WS-118Р на текущий момент известно меньше всего. Можно предположить, что так вышло из-за того, что именно путь высотного дозвукового разведчика в наше время стал магистральным, и какие-то решения, предложенные ещё в далёком 1955 году, и сейчас могут использовать на высотных разведывательных БПЛА.
Достоверно известно об участии в программе WS-118Р двух фирм: Bell и Northrop. В рамках Фазы I первые предложили значительно доработанный проект Х-16. Команда Northrop представила проект N-165 — шестимоторный разведывательный самолёт с размахом крыла в 53 метра. В движение N-165 приводили шесть двигателей Westinghouse J54-WE-2, расположенных в гондолах под крылом. К фотокамере в полезной нагрузке были добавлены два радара, поисковой и для картографирования местности, а также инфракрасная камера.
Изучение проектов, представленных на Фазе I, позволило ВВС дать старт сразу двум следующим этапам. В Фазе II-1/2 предполагалось максимально подробно проработать проект высотного разведчика. Достоверно известно об участии в этом этапе только Northrop с их N-165. В Фазе II же ВВС США повысили требования к высотному разведчику, подняв требуемую высоту до 30 километров. Проект, представленный Northrop, — самолёт с размахом крыла в 60 метров с контролем пограничного слоя на крыле с подкосами аэродинамического профиля.
Дальнейшая судьба WS-118Р почти неизвестна. Вероятнее всего, работы над программой были прекращены в 1956 году, после принятия решения о закупке для ВВС США U-2.
На пути в космос
В отличие от дозвуковых проектов, о судьбе и истории подпрограммы WS-118A известно куда больше. Подтверждено участие в программе минимум трёх авиастроительных фирм: Bell, North American и Northrop. Большая загадка - участие в программе Lockheed. Ни один из известных на текущий момент документов по программе WS-118A наличие Lockheed не подтверждает. Но при этом нам известно о том, что осенью 1955 года, как раз в разгар работ над Фазой I WS-118A был представлен проект CL-325 — сверхзвукового разведчика с водородными прямоточными двигателями, с характеристиками, близкими к требуемым: максимальная скорость 3 Мах, крейсерская 2,2 Мах, высота полёта 23 километра. Позже этот проект выльется в отдельную программу разведчика на водороде Cl-400 «Suntan». Можно предположить, что изначально Lockheed были нацелены на участие в WS-118A, но ВВС США решили вывести их проект в отдельную программу.
Интересно, что в проекте от North American ясно прослеживается связь с их будущим сверхзвуковым бомбардировщиком ХВ-70.
Можно предположить, что многие наработки из WS-118Р перекочуют в будущую «Валькирию». По сей день ничего не известно об участии Northrop в ранних этапах WS-118A. Возможно, они больше концентрировали свои силы на дозвуковом WS-118Р.
Хоть проекты Фазы II-1/2 и удовлетворяли военных, им было мало. Как показали расчёты, даже 3-маховый разведывательный самолёт на высоте в 30 километров может быть уязвим для ПВО, использующей ядерные боеприпасы. Потому в рамках Фазы III требования были повышены.
Bell и Northrop представили очень похожие проекты, которые скорее стоит причислить к ракетам, нежели к самолётам. North American постаралась сохранить одноступенчатую систему, хотя и там для достижения высоты в 46 километров и скорости не менее 5 Мах пришлось пойти на установку прямоточных турборакетных двигателей.
Работы над Фазой III были завершены летом 1956 года. Точно дальнейшая судьба программы WS-118Р неизвестна. Но некоторые факты позволяют предположить, что именно на основании результатов Фазы III были созданы требования к разведывательной компоненте будущей программы Weapons System 464, более известной как Х-20 Dyna Soar. А на роль обычного сверхзвукового разведчика лишили назначить разведывательный вариант будущего сверхзвукового бомбардировщика.
Пройдёт время, и история продемонстрирует свою любовь к иронии — проект разведчика RS-70, частично потомка программы WS-118, проиграет разведчику SR-71, созданному из ЦРУ-шного А-12, появлению которого в свое время WS-118 и должна была помешать.
Материал подготовлен RU VDS
К счастью, постепенно и о них информации становиться всё больше и больше. Сегодня хочется приподнять «завесу тайны» над проектом WS-118, который в случае успеха мог бы затмить Archangel 12 и будущий SR-71.