Как будущий американский самолет NGAD может доминировать в воздухе
И J-20, и Су-57 используют технологии стелс и предназначены для получения превосходства в воздухе. Американские F-35 больше ориентированы на нанесение ударов по земле, и их противниками выступают скорее F-22. Сведения о будущем самолете шестого поколения крайне скудны, но ожидается, что он заметно обгонит конкурентов. Рассмотрев характеристики всех машин, можно предположить, с чем ему предстоит бороться и какие возможности для этого необходимы.
Что такое NGAD
ВВС США уже несколько лет работают над программой NGAD (Next Generation Air Dominance, воздушное превосходство нового поколения). Она предполагает разработку семейства систем, ключевым элементом в которых выступит истребитель. Другими платформами, вероятно, будут беспилотные летательные аппараты, несущие дополнительное вооружение и выполняющие другие миссии.
В прошлом году в рамках NGAD ВВС США секретно испытали демонстратор самолет шестого поколения. Его разработала и собрала неизвестная американская компания. Демонстратор был полностью спроектирован в цифровом виде, и часть испытаний его модель тоже прошла в симуляторах. Технические подробности о нем не раскрываются.
Стелс
Су-57 «Преступник»
Стелс-возможности Су-57 находятся в промежутке между поколением 4+ (как у F/A-18E/F Super Hornet) и 5 (как у J-20), хотя, по словам авиаэксперта Тайлера Роговэя, «ближе к первым, чем к последним». Машина демонстрирует уменьшенную площадь рассеяния в сравнении с четвертым поколением, однако до американского пятого ей далеко. «Россия считает стелс-технологии весьма полезными, но не демонстрирует никакого желания обойти в них США», – говорит редактор Aviation Week Стив Траймбл. Впрочем, серийные Су-57 показали прогресс в сравнении с ранними прототипами.
J-20 «Черный орел»
О возможностях стелс-покрытия китайских J-20 можно лишь гадать. Однако общее сходство самолета с F-22 показывает, что они более совершенны, чем у Су-57. Профессор Мэрилендского университета Майкл Пелоси и его коллега из Американского института аэронавтики и астронавтики Карло Куп провели компьютерное моделирование J-20. Работа подтвердила, что переднее оперение затрудняет обнаружение самолета в лобовой проекции. Однако на машине установлены двигатели предыдущего поколения, оставляющие заметный тепловой след, хотя и с квадратными воздухозаборниками, снижающими заметность.
NGAD
У истребителя шестого поколения NGAD будет и стелс-геометрия, и поглощающее покрытие корпуса. Для дополнительного снижения видимости в ИК-диапазоне станет применяться сложная система распределения тепла. Ожидается, что NGAD использует собственные средства радиоэлектронной борьбы, подобные установленным на EA-18G Growler, и сможет активно препятствовать своему обнаружению за линией обороны противника.
Авионика
Пилоты F-35 любят называть его «квотербеком небес», ключевым нападающим. Это настоящий суперкомпьютер с крыльями, способный собирать и быстро анализировать информацию о своих и чужих самолетах, наземной и воздушной обстановке, целях и задачах миссии и т.п. – и выдавать все это летчику в простом интерфейсе. Насколько известно, и Россия, и США использовали подобные технологии в Су-57 и J-20. С помощью искусственного интеллекта NGAD сможет обрабатывать еще большие массивы данных из разных источников.
Су-57 «Преступник»
Су-57 обменивается информацией с другими самолетами и наземными средствами, объединяет их с показателями собственных датчиков и создает целостное представление поля боя. Российские военные уже довольно давно реализуют концепцию «сетецентричности», которая подразумевает в том числе и постепенное повышение автоматизации полета, что позволяет летчикам сосредоточиться на сражении. Боковые радары Су-57 в сочетании с носовой РЛС «Н036 Белка» с фазированной антенной решеткой дают машине широкий обзор.
J-20 «Черный орел»
Предполагается, что J-20 использует защищенный канал для связи и обмена информацией. Под носом машины находятся инфракрасные и оптические датчики, которые непрерывно сканируют горизонт для отслеживания самолетов противника. Кроме того, J-20 несет пассивную систему, позволяющую обнаруживать чужие машины, не выдавая при этом себя. Бортовая авионика комбинирует данные разных сенсоров и формирует единую картину боя, автоматически определяет скорости и типы замеченных самолетов. Информация выводится на голографический дисплей шлема и на экраны панели управления. Центральный монитор имеет размер 24х9 дюймов, по соседству расположены три экрана поменьше.
NGAD
Здесь разработчики применяют тот же открытый подход, что и создатели нынешних смартфонов, – это должно обеспечить будущий самолет шестого поколения невероятно производительным набором авионики, датчиков и компьютеров. Как телефон может регулярно обновляться, дополняясь все новыми и более совершенными сенсорами, так и авионика NGAD будет модернизироваться на протяжении всего времени службы. «Современный самолет – это не просто планер, это единая система датчиков и вооружения. И поскольку все здесь взаимосвязано, любой апдейт программного обеспечения может за считаные минуты существенно повысить производительность».
Вооружение
Для сохранения малой радиозаметности почти все вооружение истребителя располагается внутри, хотя предусмотрены и внешние подвески для размещения дополнительной огневой мощи. Россия и Китай пока сохраняют большой флот самолетов четвертого поколения, поэтому пятое станет применяться, скорее всего, в миссиях, требующих минимальной заметности. Также и NGAD будет нести вооружение внутри; ожидается, что его грузоподъемность превысит возможности F-35 и F-22.
Су-57 «Преступник»
Уникальная компоновка внутреннего пространства позволяет размещать от четырех до шести ракет «воздух – воздух» среднего радиуса действия. Дополнительное вооружение располагается у основания крыльев, в треугольных отсеках, где могут находиться ракеты ближнего действия. Имеется шесть внешних точек подвески. На Су-57 устанавливается 30-миллиметровая автоматическая авиапушка – модернизированный вариант ГШ-30-1, стоящей на вооружении с начала 1980-х. Она способна делать до 1800 выстрелов в минуту и использовать бронебойные заряды, что делает ее особенно опасной на дистанциях до 800 м в воздушном бою и до 1800 м – при обстреле земли.
J-20 «Черный орел»
Основной грузоотсек J-20 может вместить целый набор бомб и ракет «земля – воздух», а для вооружения класса «воздух – воздух» предназначены два боковых. Это позволяет самолету вести сражение, не раскрывая створок основного отсека и не повышая своей радиозаметности. Однако для ближнего боя J-20 не предназначен: у него – единственного в пятом поколении – нет пушки. Всего можно загрузить до четырех ударных средств в главный грузоотсек, по одному – в боковые и еще четыре разместить снаружи, на внешних подвесках.
NGAD
Скорее всего, истребитель NGAD изначально проектируется для работы в связке с беспилотниками, такими как разрабатываемый ВВС Skyborg или Loyal Wingman компании Boeing. Объединенные в сеть, они позволят расширить наблюдаемое пространство, опознавать и вести цели и послужат промежуточными узлами для обмена информацией. Ожидается, что благодаря мощной энергосистеме NGAD сумеет использовать «оружие направленной энергии» – лазерное. Оно, кстати, вполне может быть и неударным: с помощью лазеров легко создавать в воздухе ложные инфракрасные цели.
Маневренность
Акробатичный Су-57 создан для ближнего боя, а J-20 опирается на авионику и дальнее вооружение, держась на дистанции. В США стремятся скорее ко второму варианту, используя загоризонтные средства борьбы, хотя F-22 демонстрирует и хорошую маневренность. Вероятно, создатели NGAD не обойдут вниманием сражения в прямом контакте, но продолжат действовать в рамках традиционного для ВВС США подхода.
Су-57 «Преступник»
Су-57 – единственный на сегодня самолет стелс, использующий двигатели с полностью отклоняемым вектором тяги. Это позволяет контролировать направление тяги независимо от направления движения истребителя, совершать эффектные повороты на малых скоростях и ориентироваться под неожиданными углами для проведения атаки – например, удерживать нос в направлении цели и продолжать движение мимо нее.
J-20 «Черный орел»
Двигатели J-20 неспособны контролировать направление тяги, хотя китайские разработчики заявили, что в версии J-20B такая возможность появится. Некоторые эксперты полагают, что большая длина и не слишком удобная аэродинамика машины не позволят превратить ее в мощное оружие ближнего боя. Но, по словам китайских летчиков-испытателей, по маневренности самолет не уступает J-10 четвертого поколения. Авиационный аналитик Сун Вэньцун также считает, что акробатические способности J-20 сильно недооценены, – однако реальная ситуация остается неясной.
NGAD
Как и Су-57, F-22 оснащены двигателями с отклоняемым вектором тяги, но более скромными по возможностям. Очевидно, в американских ВВС предпочитают машины, действующие издалека, но способные показать себя и в ближнем контакте. Однако на доступных изображениях концепты самолета NGAD лишены вертикального хвостового оперения, которое сохраняется у F-22 и F-35: разработчики жертвуют маневренностью ради невидимости.
В целом
Су-57 и J-20 – первые и единственные для России и Китая самолеты тактической авиации, широко использующие технологии стелс. В силу этого они лишены специализации и ориентированы на выполнение широкого спектра миссий. NGAD демонстрирует противоположный тренд: он создается исключительно для воздушного боя и нейтрализации авиации противника. Соответственно, конструкция NGAD будет адаптирована под более узкий набор задач, тогда как его конкуренты стараются быть универсальными.
Су-57 «Преступник»
Будущие Су-57 получат двигатель второго этапа («изделие 30»), но пока в них используются не столь мощные турбореактивные АЛ-41Ф, позволяющие развивать более 2 Маха и набирать высоту до 20 км на скорости больше 350 м/с. В сочетании с отклоняемым вектором тяги это делает Су-57 скоростной и высокоманевренной машиной. Точные цифры не разглашаются, но считается, что Су-57 способен преодолевать на сверхзвуке 1500 км, а на дозвуке – вдвое больше. На самолете установлены лазерные системы для ослепления ИК-датчиков ракет, а надежное шасси позволяет обходиться неидеальной взлетно-посадочной полосой. Су-57 трудно назвать лучшим из самолетов пятого поколения, но он хорошо сбалансирован и опасен.
J-20 «Черный орел»
Китай отказался от российских двигателей АЛ-31Ф в пользу собственных турбовинтовых Shenyang WS-10, которые обещают некоторое увеличение тяги. Но и этот вариант рассматривается лишь как промежуточный перед будущими WS-15, которые разрабатываются с прицелом на малозаметность. По заявлениям китайских чиновников, WS-15 позволит J-20 тягаться даже с F-22. Пока же отсутствие авиапушки и низкая маневренность делают самолет менее подходящим для ближнего боя, чем Су-57. Правда, неясно, играет ли такой тип сражений большую роль в войнах XXI века и скажутся ли эти недостатки при реальном применении J-20.
NGAD
ВВС США стремятся представить программу NGAD как принципиально новый подход к созданию истребителя. Для NGAD проектируется не просто платформа, а семейство систем – это может стать ключевым преимуществом: единое целое окажется больше суммы отдельных частей. Разработки найдут применение и в других пилотируемых и беспилотных аппаратах. Соперничать с NGAD пока смогут только 10-летней давности J-20 и создававшийся еще дольше Су-57. А значит, поставленная цель – получение превосходства в воздухе – вполне достижима.
Целый набор технологий позволяет снизить видимость самолета для радаров противника. Некоторые из них – например, покрытие, поглощающее излучение, – применялись еще в истребителях четвертого поколения. Но Су-57 и J-20 изначально проектировались с учетом этого фактора, и особые геометрические формы их планеров дополнительно уменьшают радиус обнаружения машины. Можно ожидать, что самолет NGAD будет еще менее заметным для радаров.