Су-75 за $30 млн: что известно о новом ЛТС Checkmate
Главным событием Международного авиационно-космического салона (МАКС), который официально был открыт в подмосковном Жуковском 20 июля, стала премьера нового ЛТС (лёгкий тактический самолёт) – лёгкого однодвигательного истребителя пятого поколения, получившего название «Шах и мат» (Checkmate). Машину, аналогов которой, по заверениям создателей, в России нет, представили в павильоне компании «Сухой» лично президенту России Владимиру Путину.
«ЛТС сочетает в себе инновационные решения и технологии, включая поддержку работы пилота средствами искусственного интеллекта, а также уже зарекомендовавшие себя на практике проверенные решения. Истребитель обладает малой заметностью и высокими лётно-техническими характеристиками. В работе над проектом ЛТС Checkmate широко применяются суперкомпьютерные технологии», — пояснили в госкорпорации «Ростех».
Генеральный директор «Объединённой авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь, который вместе с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым представлял главнокомандующему новинку, подчеркнул, что ЛТС стал многофункциональной платформой нового поколения, отличающейся возможностью адаптации под потребности конкретного заказчика, низкой стоимостью эксплуатации и широкими боевыми возможностями.
Заявлено, что основным рынком для новинки станет экспортный, причём для Checkmate уже есть якорный заказчик, имя которого не называется. Ожидается, что спрос в зарубежных странах составит несколько сотен экземпляров нового истребителя.
«Самолёт, в первую очередь, будет ориентирован на страны Африки, на Индию, на Вьетнам. Спрос на эти самолёты достаточно высок и оценивается минимум в 300 самолетов в ближайшее время. Это консервативная оценка. Всё зависит от того, как быстро мы выведем самолёт на международный рынок», — заявил вице-премьер России Юрий Борисов.
При этом новый ЛТС появится и в российской армии, где новый самолёт, как ожидается, получит обозначение Су-75. Для истребителя подойдёт то же вооружение, что сейчас разрабатывается для уже стоящего на боевом посту перспективного российского многофункционального истребителя пятого поколения Су-57.
«Это лёгкий истребитель пятого поколения. Аналоги такие у нас в мире существуют. Это и F-35, и Gripen, и Rafale. Только мы поставили перед собой задачу поставить очень дешёвый и эффективный самолёт. У нас будет цена, надеюсь, где-то от $25 до $30 млн, а у них — от $60 до $90 млн.
Скорость нового лёгкого истребителя составит 1,9 тыс. км в час, дальность — около 3 тыс. км. Наша машина отличается тем, что есть возможность максимальное количество полезного груза взять — более 7 тонн она может нести. Это и различные виды вооружения — ракеты, управляемые ракеты, авиабомбы, и стрелковое вооружение — пушка будет установлена», — пояснил Сергей Чемезов.
Согласно данным из презентации самолёта, скорость его составит 1,8 — 2 Маха, а масса боевой нагрузки истребителя составит 7400 кг и всё вооружение будет размещено внутри фюзеляжа для снижения радиолокационной заметности борта и одновременно Checkmate сможет поражать до шести целей.
«Двигатель будет в классе 14,5-16 т. Этот двигатель сделан на основе задела Объединенной двигателестроительной корпорации, будет ещё более совершенный на этом самолёте. Если сравнивать с американским истребителем F-35, его ближайшим аналогом, это другой самолёт. Больше скорость, больше дальность, большая грузоподъёмность. Новые качества. Гораздо лучшая малозаметность реализована здесь. Я бы не сказал, что корректное сравнение с каким-то самолётом. У него уникальная аэродинамическая схема», — подчеркнул заместитель главного конструктора Checkmate Алексей Булатов.
В перспективе новинка должна получить и полностью беспилотную версию, поскольку возможность создания такой версии закладывалась в ЛТС ещё на стадии разработки нового самолёта.
«Реализована открытая архитектура, которая позволяет переделать головную часть либо в беспилотный, либо в двухместный самолет», — отметил главный конструктор компании «Сухой», работавшей над лёгким тактическим самолётом, Михаил Стрелец.
«Предполагается развитие нескольких вариантов, включая беспилотную и морскую версии. Корабельная, беспилотная, двухместная. Адаптация под эти версии будет с минимальными изменениями», — заявил генеральный директор «Объединённой авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь.
По планам первый полёт лёгкого однодвигательного истребителя пятого поколения Checkmate ожидается в 2023 году, на 2024-2025 годы намечена постройка опытных образцов, а в 2026 году должна начаться работа над установочной партией ЛТС.
Новый российский боевой самолёт, получивший название Checkmate, должен стать отечественным ответом американскому F-35.