Все, что надо знать о дронах-убийцах из Турции

Что стоит за тревожными сообщениями о первых жертвах боевых беспилотников, способных выслеживать и уничтожать цель без помощи человека – автоматически.
Все, что надо знать о дронах-убийцах из Турции
STM

В июне 2021 года мировые СМИ взорвались новостями о первом задокументированном применении «дронов-убийц». Громкие заголовки опирались на официальный отчет группы экспертов ООН по Ливии, где уже несколько лет не стихает гражданская война. На почти 550 страницах документ детально описывает события, произошедшие с октября 2019 по январь 2021 года, и «дроны-убийцы» появляются здесь в части, посвященной боям марта 2020-го, когда силы поддержанного ООН Правительства национального согласия атаковали войска Ливийской национальной армии и их союзников во главе с фельдмаршалом Халифом Хавфаром в столице страны Триполи. Вот этот фрагмент целиком:

«Затем колонны тылового обеспечения и отступающие подразделения СПХ ["сил, примкнувших к Хафтару" – ПМ] были выслежены и дистанционно атакованы боевыми беспилотными летательными аппаратами или смертоносными автономными системами вооружений, такими как "STM Каргу-2", и другими барражирующими боеприпасами. Смертоносные автономные системы вооружений были запрограммированы на поражение целей, не требующее связи между оператором и боеприпасами: по сути, это было полноценное применение механизма автономного режима наведения».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Приложение 30 к докладу экспертной группы ООН по Ливии: фрагменты сбитого Kargu-2, которые позволили доказать факт их боевого применения
Приложение 30 к докладу экспертной группы ООН по Ливии: фрагменты сбитого Kargu-2, которые позволили доказать факт их боевого применения
UN
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тонкости формулировок

Опираясь на эти сухие и скупые сведения, журналисты заговорили о первом достоверном случае убийства человека боевым роботом. Строго говоря, первой жертвой машин стал 25-летний Роберт Уильямс (Robert Williams), работник фабрики Ford в Мичигане, который был убит промышленным манипулятором в 1979 году. Но такие случайности не в счет, если речь идет о роботах, «запрограммированных на убийство». С другой стороны, многие специалисты отмечают, что в отчете не содержится прямого указания на то, что бомбардировка производилась полностью автоматически и что именно она привела к человеческим жертвам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из текста видно, что эксперты ООН не делают строгого различия между летальными автономными системами вооружений (Lethal Autonomous Weapons Systems, LAWS) и барражирующими боеприпасами (Loitering Munition, LM) – «дронами-самоубийцами». LM – оружие «засадное», такие аппараты патрулируют определенную территорию, дожидаясь появления заранее определенной цели и сигнала для удара с высоты. Первым из них стал самолет-снаряд IAI Harpy, разработанный в Израиле еще в 1980-х, а сегодня их потомки выпускаются (по израильской лицензии) даже в Азербайджане («Зарба») и активно применялись военными страны в серии конфликтов вокруг Карабаха. Так что в этом случае применение LM в Ливии не представляет собой ничего принципиально нового.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, никакой четкой границы, различающей системы LM и LAWS, нет, и сами израильские производители барражирующих боеприпасов из компании IAI называют их «всепогодным автономным вооружением», способным «атаковать боевую силу без контроля со стороны человека». С тем же успехом автономным оружием можно было бы назвать и «умную» морскую мину, которая «барражирует», дожидаясь приближения корабля-жертвы. Однако «полноценное применение механизма автономного режима наведения», которое фигурирует в докладе ООН, говорит о том, что все-таки, мы имеем дело с чем-то большим.

Нажми и смотри

Стамбульские киллеры

Упомянутые в тексте беспилотники Kargu-2 – это тактические квадрокоптеры турецкой компании STM, которые могут управляться дистанционно или полагаясь на собственную систему машинного зрения и способны нести небольшие бомбовые заряды. Их летные характеристики выглядят не слишком впечатляюще: собственный вес 7 кг, дистанция 5 км, максимальная высота 2.8 км, скорость до 72 км/ч, в воздухе – до 30 минут. Зато ориентироваться Kargu могут по видеоданным, используя опорные точки ландшафта, что делает их не столь чувствительными к работе систем подавления GPS-сигнала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласно заявлениям STM, аппараты могут использовать инструменты распознавания лиц для идентификации и отслеживания потенциальной цели, а если это не удастся, самостоятельно вернутся на базу. Заметим, что в продуктовой линейке STM имеются и барражирующие боеприпасы как таковые – дроны Alpagu. Это косвенно подтверждает, что в случае с Kargu речь идет именно об аппаратах, способных активно выслеживать и атаковать цели, и делать это полностью самостоятельно. Не так давно дроны получили новый «апгрейд» и возможность действовать в «стае», эффективно распределяя цели между собой и координируя совместные действия группами численностью до 20 аппаратов.

По словам главы компании STM Мурата Икинчи (Murat Ikinci), Kargu предназначены для «антитеррористических и асимметричных сценариев». Насколько известно, они поставляются с тремя вариантами боевой нагрузки: осколочной, бронебойной и термобарической, подходящий для нанесения удара по защищенным укрытиям. И тем не менее, публичной официальной демонстрации автономной «охоты на человека» ни компания STM, ни турецкие власти не показывают до сих пор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
STM

Однако турецкая армия приняла Kargu на вооружение еще в 2017 г. и применяет их в Ливии и Сирии. В конце 2020-го военные получили сразу 500 новых дронов с функцией «роя». Тем временем израильские барражирующие Orbiter 1K и Harop вместе с парой десятков Kargu активно и с успехом применялись Азербайджаном во время сражений в Карабахе в конце 2020 г. Кажется, что этот успех вызвал большой спрос на такие системы, и появление новых, еще более автономных и смертоносных аппаратов, – не за горами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сопротивление бесполезно?

С особым волнением встретили новость о возможном автономном применении Kargu правозащитники. Многие из таких организаций активно борются за полное запрещение разработки и применения полностью автономных систем вооружений – и нельзя сказать, что дело это полностью безнадежное. Еще с 1980 года действует Конвенция ООН о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые считаются особо «негуманными». К ним, в частности, относят ослепляющие лазерные установки и осколочное оружие из материалов, которые невозможно обнаружить с помощью рентгена: и те, и другие удалось запретить еще до массового применения.

А начиная с середины 2010-х, в рамках конвенции активно обсуждается и проблема «смертоносных автономных систем вооружений». Для привлечения внимания к проблеме общественности в 2017-м был Future of Life Institute выпустил видеоролик Slaughterbots, который стал вирусным и был просмотрен более 75 млн раз. Показанные в нем аппараты удивительно точно напоминают о Kargu-2. Однако тогда многие специалисты сочли его чересчур фантастичным, полагая, что появления таких систем не стоит ждать раньше, чем к середине XXI века. Однако не прошло и пяти лет, как их возможное применение уже обсуждается в ООН.

Нажми и смотри

В 2019-м группа экспертов выпустила «дорожную карту» по введению – пока еще временного – моратория на разработку, развертывание и применение летального автономного вооружения, – в качестве первого шага к полному их запрету. С поддержкой выступает и Международный комитет Красного Креста, и десятки других гуманитарных организаций. Однако локальные войны не утихают во всем мире, в Ливии и Карабахе по-прежнему неспокойно, что питает милитаристские аппетиты у всех сторон этих конфликтов. Поэтому остается так мало надежд на то, что автономные боевые роботы-убийцы будут запрещены прежде, чем на их счету окажется слишком много жертв.