Бизнес и ничего лишнего: как автомобильные компании Германии работали на вермахт

История пишется победителями, а проигравшим не позавидуешь. Поэтому мир так много знает о промышленных подвигах например «Кадиллака», «Бьюика», ГАЗа или «Роллс-Ройса», создававших оружие победы Второй мировой. Наоборот на «творчество» немецких брендов все смотрят крайне неодобрительно. Хотя они всего лишь трудились на благо своей страны...
Бизнес и ничего лишнего: как автомобильные компании Германии работали на вермахт

Volkswagen

Из всех немецких брендов у этого, пожалуй, самая сложная история взаимоотношений с «Третьим Рейхом». Чего уж юлить – Volkswagen даже основан по инициативе сами знаете кого. Изначально продукция фирмы из Вольфсбурга задумывалась чисто гражданской. Ведь VW Type 1 он же Kafer, он же Beetle, он же «жук» должен был стать массовым автомобилем для трудового немецкого народа. Но Вторая мировая резко поменяла все планы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гитлер обсуждал с Фердинандом Порше планы создания военного автомобиля еще в 1934-м. Формально же герр доктор получил заказ на разработку внедорожника четыре года спустя. Машину эту мы знаем под индексом Type 82 или Kubelwagen, хотя изначальный прототип назывался Type 62 – легкий разведывательный автомобиль с открытым кузовом на базе гражданского «жука». С усиленной хребтовой рамой и заметно облегченный, он оснащался всего лишь 1-литровым бензиновым мотором и только задним приводом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда союзники захватили первые Type 82 в качестве боевых трофеев, «фольксвагены» отправили на сравнительные испытания с Willys MB. «По большинству характеристик немецкий аналог "Джипа" уступает американскому внедорожнику, за исключением плавности хода» – вердикт был безжалостен к детищу Порше. Не будем строги к американцам – они и «Шерман» считали гораздо более удачным танком, чем Т-34. Полноприводный Willys с 2,2-литровым мотором действительно явно мощней немца, но свои плюсы были и у «Фольксвагена».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Низкая масса, совершенно плоское днище, дорожный просвет в 28 см и самоблокирующийся дифференциал помогали Type 82 бороться с бездорожьем и не жаловаться на монопривод. Кроме того, VW оказался дешевле и экономичнее «Джипа».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Завод в Вольфсбурге был рассчитан на выпуск 150 тысяч автомобилей в год, но общий тираж Type 82 не превысил 50 тысяч за все пять военных лет. Это при том, что выпуском «фольксвагена» по лицензии занимался также Mercedes-Benz и Opel.

Почему же столь скромные цифры? Ну кроме «лоханки» в Вольфсбурге выпускали и другую технику. Например, гораздо более изощренный в инженерном плане вездеход-амфибию Type 166 – также конструкции профессора Порше.

Еще здесь собирали компоненты для самолетов люфтваффе и даже стратегические ракеты «Фау-1». Неудивительно, что при таком ассортименте продукции Вольфсбург стал одной из главных целей бомбардировок союзников. К 1945-му 75% завода лежало в руинах.

Кстати: мы привыкли называть «кюбельвагеном» именно военные модели VW, но это не совсем верно. Ведь «кюбельваген» – дословно автомобиль-лохань или, если угодно, автомобиль-тазик. Можно подумать, что название произошло от формы кузова внедорожника – он действительно напоминает ванну на колесах. Но это не совсем так. Просто «кюбельваген» это сокращение от «кюбельзитцеваген», то есть автомобиль с ковшеобразными сиденьями. Такие ставили в военные автомобили без дверей, чтобы водитель и пассажир часом не вылетели на дорогу в быстром повороте. Название прижилось и со времени его начали использовать для обозначения всех полевых машин. Даже с дверьми и с обычными сиденьями.

BMW

Главным вкладом Баварской фабрики моторов в военные «подвиги» «Третьего Рейха» считаются авиационные двигатели. И это действительно так. Радиальный 9-цилиндровый мотор BMW R132 баварцы начали выпускать еще в 1933-м. Им оснащали и вполне невинный транспортный «Юнкерс-52», и грозный бомбардировщик «Дорнье-017», и морской разведчик «Арадо-AR 186».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1939-м BMW поставила на конвейер 14-цилиндровый R801. Он станет самым массовым радиальным двигателем Германии во Второй мировой – тираж превысит 60 тысяч экземпляров. Именно этот мотор стал пламенным сердцем тяжелых истребителей «Фокке Вульф-190». Кстати, мюнхенцы среди первых освоили и производство реактивных двигателей. До конца войны баварцы собрали свыше трех тысяч реактивных моторов BMW 003. Правда лишь немногие из них успели поставить на знаменитые джет-файтеры Henkel 162.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не авиамоторами едиными, как говорится. Другой значительной статьей производства BMW в годы войны были мотоциклы. От среднеразмерных R35 c 340-кубовым четырехтактным мотором мощностью 14 л.с. и собственной массой в 165 кг до настоящих монстров серии R75. Этот тяжелый мотоцикл выдавал 26 лошадей, а его масса с учетом так называемой активной коляски (то есть с дополнительным ведущим колесом) приближалась к полутоне! Неприхотливые, мощные «эрки» высоко ценились солдатами вермахта, но стоили очень дорого. Только представьте, такой трехколесный слон обходился рейхс-казначейству дороже «Кюбельвагена» Type 82!

Кстати: давайте не забудем, что свой «кюбельваген» в военное время был и у BMW. Модель BMW 325 – не путать со современными «трешками» – выпускалась с 1937-го по 1940-й и могла похвастать не только полным приводом, но и версией с полноуправляемым шасси. Диаметр разворота военного «биммера» составлял 6,5 м вместо 12,7 м на стандартной версии. Шестицилиндровый 2-литровый мотор с двумя карбюраторами Solex развивал 50 л.с.

Mercedes-Benz

Флагман довоенного немецкого автопрома и во время Второй мировой ворочал огромным количеством заказов. Все происходило в точности с трехлучевой доктриной фирменной эмблемы. Интересы Mercedes-Benz простирались в небесах, на земле и на море. Дизельные моторы Daimler-Benz MB501 ставили, например, на торпедные «шнелльботы» кригсмарине. Три двигателя суммарной мощностью почти в 4000 л.с. обеспечивали этим грозным катерам максимальную скорость под 90 км/ч. Да-да, под девяносто!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свои рекорды скорости, но уже в воздухе ставили пилоты Messerschmitt Bf 109. Во многом благодаря технологии впрыска топлива, разработанного инженерами Mercedes-Benz и фирмы Bosch для 12-цилиндровых двигателей DB601 и DB605.

Но все же больше всего заказов Daimler-Benz получал непосредственно от вермахта. Начать с того, что Mercedes-Benz выпускал стрелковое оружие – знаменитые немецкие винтовки Mauser 98K. Не забудем и про не менее знаменитые танки Pz.V «Пантера». Из общего тиража в шесть тысяч диких кошек на заводы «Мерседес» пришлось 30% продукции. Это, к слову, было уже после окончания выпуска легких Pz.I и Pz.II и средних Pz.III, которые также собирали на предприятиях Daimler-Benz.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главный же вклад компании в военную машину – грузовики серии L3000. Надежные и выносливые машины принятые на вооружение еще в 1938-м, прошли все войну. Несмотря только на задний привод «эльки» отлично зарекомендовали себя как в русской распутице так и в африканской пустыне. Тираж L3000 превысил 30 тысяч экземпляров. Гораздо в меньших количествах выпускались тяжелые грузовики L6500 и L4500. Не будем забывать и про тяжелые 12-тонные полугусеничные тягачи DB7 и DB10, шасси для бронеавтомобилей, тяжелые полевые машины серии G5 и, конечно, знаменитый шестиколесный фаэтон G4 – топовый штабной автомобиль высшего командования. Для многих образ Mercedes-Benz 40-х годов связан прежде всего с этой уникальной машиной.

Кстати: технология непосредственного впрыска топлива, успешно опробованная на истребителях «Мессершмитт» уже после войны окажется на гоночных «Мерседесах» серии W194 и W198. Победы в Ле-Мане, «Милле-Милья» и «Каррера Панамерикана» были бы невозможны без революционного по временам 50-х «айншпритцунга».

Opel

Начнем с того, что именно «Опель» оказался чуть ли не единственной немецкой фирмой, которая во времена Второй мировой не использовала на заводах труд военнопленных и заключенных концлагерей. За это респект молниеносным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто-то и саму военную продукцию Opel назовет менее кровожадной, чем у других германских брендов. Всего лишь грузовики и легковые автомобили.

Зато грузовиков Opel делал реально много. Семейство грузовых автомобилей Blitz стало самым массовым «траком» вермахта за весь военный период – свыше 130 тысяч единиц. Кстати, молния на эмблеме Opel дань уважения именно фирменной грузовой линейке – Blitz по-немецки и есть молния.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, Opel отгрузил фронту несколько тысяч полноприводных типовых внедорожников среднего класса (полезная нагрузка от 600 кг), а обычные легковушки бренда – от старенькой модели P4 до вполне современных «кадетов» и «олимпий» – повсеместно использовались в тыловых соединениях и на оккупированных территориях.

Кстати: любителям отечественных детективов, наверное, будет интересно узнать, что знаменитый автобус «Фердинанд» из популярного телефильма «Место встречи изменить нельзя» вообще должен был быть не ЗиСом, как показано на экране, а именно «Опелем». Так автобус, который возил Жеглова и Шарапова, описывали братья Вайнеры в повести «Эра милосердия», по которой и снята картина. Конечно, найти настоящий автобус на базе Opel Blitz для съемок было невероятно сложно, поэтому «Фердинанд» и прикинулся ЗиС-8.

Audi

К моменту начала войны Audi была частью альянса Auto Union, куда входили также бренды DKW, Wanderer и Horch. Вклад «Четырех колец» в военную машину Германии был также широк и разносторонен. Каждый филиал занимался любимым делом – DKW в основном мотоциклами, Wanderer и Horch – штабными и разведывательными автомобиля. На различных предприятиях Auto Union в частности на заводе Audi в Цвиккау наладили производство зенитных пушек, боевых торпед, авиационных и танковых двигателей, стационарных и передвижных генераторов, шасси для бронетранспортеров и даже стрелкового оружия. Кроме того, командирские фаэтоны, кабриолеты и лимузины марки Horch наряду с Mercedes-Benz считались главными автомобилями среднего и высшего руководящего состава немецкой армии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Кстати: послевоенный раздел Германии больнее всего ударил именно по Auto Union. Понимая, что ценные промышленные объекты попадают в зону советского влияния, союзники приняли меры заранее. Еще в начале 1945-го завод Wanderer в Хемнице был практически стерт с лица земли стратегическими бомбардировщиками. Немногое осталось и от предприятий в Цвиккау. Впрочем, здесь со временем удастся возобновить выпуск автомобилей. Только не Audi и Horch, а «Трабантов» и «Вартбургов».