Легенда Ил-2: как «чума» помогла СССР победить во Второй мировой
2 октября 1939 года совершил свой первый полёт самолёт-прототип БШ-2, который на стадии серийного производства превратился в Ил-2. Имя это широко знакомо в том числе поклонникам компьютерных игр по одноимённой серии авиасимуляторов, а также знатокам военной истории,
Разработанный в ОКБ-240 под началом Сергея Ильюишан штурмовик стал самым массовым боевым самолётом в истории мировой авиации и, естественно, заслужил множество прозвищ. Использованная в силовой конструкции фюзеляжа и остеклении броня позволила советским лётчикам с полным правом называть Ил-2 уважительно «летающий танк», как именовал своё создание и сам конструктор Сергей Ильюшин.
При этом советские лётчики часто называли Ил-2 «горбатым». Это необычное прозвище было дано самолёту и из-за необычной формы фюзеляжа с «горбом» кабины, и из-за его выносливости — пилоты говорили, что Ил-2 был настоящим тружеником Победы и вытаскивал её буквально на своём горбу.
Поскольку Ил-2 был не только надёжным, но и хорошо вооружённым, для немецкой армии он представлял огромную угрозу. Немудрено, что враги дали советскому штурмовику свои прозвища — за неуязвимость немцы именовали Ил-2 «бетонный самолёт» (betonflugzeug), а за его серьёзное вооружение штурмовик был прозван «чёрной смертью» (schwarzer tod) или, попросту говоря, «чумой».
С 1941 по 1945 годы было выпущено 35 941 экземпляр штурмовика Ил-2, который стоял на вооружении отдельных стран до 1954. Таким образом этот важный для исхода Второй мировой войны самолёт получил несколько прозвищ у противоборствующих сторон — степень лестности напрямую зависела от того, кто характеризовал Ил-2: советский лётчик, который на нём воевал, или же немецкий солдат, которого атаковали «летающим танком» и «чумой».
У легендарного штурмовика Ил-2 есть немало прозвищ, одно из которых — «чёрная смерть» или «чума», как называли самолёт немцы.