Знаменитый «грач»: как Су-25 получил свое прозвище

Один из самых известных отечественных боевых самолетов имеет прозвище, происхождение которого известно далеко не всем. Какой самолет называют «грач»?
Знаменитый «грач»: как Су-25 получил свое прозвище
Министерство обороны России

Штурмовик Су-25 не имеет к птицам никакого отношения, но получил прозвище «грач». Почему так?

История создания самолета Су-25 – знаменитого «грача»

Советский штурмовик, бронированный дозвуковой военный самолет Су-25 был разработан в 1970-е годы и впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года, и до сих пор штурмовик в различных модификациях остаётся в строю, хотя и снят с производства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История создания самолета Су-25 начинается с имени Юрия Викторовича Ивашечкина. Но сначала разберемся, зачем вообще появилась необходимость в конструировании самолета, ставшего впоследствии легендарным.

Это Юрий Викторович Ивашечкин, работавший в прошлом столетии над созданием штурмовика «грач»
Это Юрий Викторович Ивашечкин, работавший в прошлом столетии над созданием штурмовика «грач»
Кадр из видео

В 1967 году на территории Белорусской республики авиации дали задание: найти как можно больше механизированных объектов противника и их уничтожить. В испытании участвовали дозвуковые самолеты МиГ-17 сверхзвуковые летательные аппараты МиГ-21. Как ни странно, задание было выполнено более эффективно теми самолетами, которые летали медленнее — а именно МиГ-17. А сверхзвуковые оказывались слишком быстрыми и просто не успевали обнаружить объекты, которые необходимо было уничтожить. Тише едешь — дальше будешь!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но и у семнадцатого МиГа были и свои недостатки: например, отсутствие брони делало его уязвимым для противника, да и показатели боевой нагрузки этого самолета отнюдь не самые высокие. Тогда вышеупомянутому конструктору пришло предложение о том, чтобы создать новый штурмовик.

Поначалу работа над Су-25 шла «втихую», то есть начальство не знало о разработке. Однако весной знаменитый советский авиаконструктор Павел Осипович Сухой высказал одобрение насчет проекта, и Ивашечкин продолжил работу, но уже официально. Это принесло свои «бонусы»: теперь он мог советоваться с другими бригадами. И вот, проект готов. Кстати, самолет Су-25 поначалу называли легким войсковым самолетом-штурмовиком.

Когда первые самолеты «грачи» появились, их нужно было отправить на испытания. Министр обороны СССР Дмитрий Устинов тогда сказал, что испытывать новые самолеты нужно в настоящих условиях боя. И тогда два новых штурмовика направили в Афганистан, операция называлась «Ромб» и длилась 50 дней. Су-25 совершили за это время 100 полетов, и чуть меньше половины из них были реальными военными заданиями. Это исключительный случай — ведь самолет, не прошедший официальных испытаний, сразу попал в условия военного столкновения и показал отличные результаты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Это фото 1989 года. Здесь запечатлен легендарный самолет Су-25, который по сей день называют просто: «грач»
Это фото 1989 года. Здесь запечатлен легендарный самолет Су-25, который по сей день называют просто: «грач»
РИА Новости

Изначально новый самолет проходил под обозначением Т-8, но когда штурмовик перешел из статуса прототипа в серийный, его переименовали в Су-25. Но для многих военных летчиков да и гражданских лиц этот штурмовик известен как «грач». Но откуда появилось это необычное для боевого самолета прозвище?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конструкция самолета Су-25

СУ-25 — высокомощный и скоростной самолет. Он был сконструирован для того, чтобы поддерживать сухопутные войска с неба, уничтожать тяжелую технику и укрепления врага.

Именно для эффективного выполнения таких целей самолет является таким, каким мы его знаем сейчас: укороченный фюзеляж, независимость от служб на земле, хорошая маневренность на небольшой высоте и прекрасная броня: самолет способен выдержать наземный огонь даже до 23-мм калибра. Тем не менее, СУ-25 был относительно не тяжелым и маленьким. И именно поэтому в советское время «грача» так ценили: не за то, что он выходил «сухим из воды», а за то, что он мог с помощью маневров и своей компактности избегать атаки с земли.

В чем же секрет самолета Су-25? Как ему удается и выдерживать серьезные удары сухопутных войск противника, и с грацией птицы уворачиваться от снарядов врага? Для ответов на эти вопросы давайте рассмотрим каждую часть самолета с прозвищем «Грач».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
И люди, связанные с самолетостроением, и просто любители самолетов отмечают красоту этого штурмовика Су-25
И люди, связанные с самолетостроением, и просто любители самолетов отмечают красоту этого штурмовика Су-25
letsgophotos.ru

Фюзеляж

Как уже было сказано, фюзеляж у этого самолета укороченный: жертвуя вместительностью, конструкторы уповали на уменьшение площади, в которую мог попасть противник. Эта часть «грача» состоит из четырех секций.

  • Носовая секция. Здесь расположено все, что «связывает» самолет с окружающей средой — тут находятся датчики системы воздушных сигналов, приборы прицельной системы «Клен-ПС», аппаратура навигации.
  • Передняя секция. В этой части фюзеляжа находится кабина, где сидит пилот. Она надежно защищена: броня состоит из титана и имеет толщину от 10 до 24 миллиметров. Кресло летчика оснащено креслом К-ЗбД/ДМ, для того, чтобы сидящий в кабине мог успешно катапультироваться в любую погоду и на любой скорости полета. Также в этой части фюзеляжа Су-25 находятся пушка, ниша основной опоры шасси, а еще отсек бортового радиоэлектронного оборудования.
  • Центральная секция. Здесь расположены топливные баки. Ниже — отсеки основных опор шасси. А в гаргроте фюзеляжа находятся тяги системы управления, топливо- и пневмопроводы, жгуты электропроводки.
  • Хвостовая секция. К последней части фюзеляжа «грача» крепится хвостовое оперение. В самом конце хвостовой секции находится контейнер с тормозным парашютом.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вот как выглядит приборная панель внутри штурмовика Су-25
Вот как выглядит приборная панель внутри штурмовика Су-25
Alex Beltyukov/RuSpotters Team

Крыло

Крыло Су-25 тоже можно разделить на части — переднюю, центральную и концевую. На торцах плоскостей находятся воздушные тормоза. За свою необычную форму они получили прозвище «крокодил». Механизация крыла представлена в виде элеронов, щелевых предкрылков с пятью секциями и закрылков.

Само по себе крыло трапециевидное, цельнометаллическое, соединено с центропланом, который является частью фюзеляжа. Общая площадь достигает 30 м², крыло обладает малой стреловидностью. Это не дает штурмовику возможности высокой скорости, но таковая ему и не требуется, ибо создан он не для этого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Силовая установка

На самолете Су-25 по бокам установлены два турбореактивных двигателя. Они отделены друг от друга специальной перегородкой, чтобы предотвратить возникновение пожара (а если пожар и возникнет, то самолет можно будет посадить и на одном двигателе). «Грач» может вместить 2386 литров топлива в трех баках внутри фюзеляжа и 1274 литра в двух баках под крыльями. Также можно присоединить четыре дополнительных бака по 800 л каждый.

Бортовое оборудование

Оборудование на борту самолета Су-25 включает в себя системы, которые используются на всех самолетах, а также оборудование для навигации, связи и вооружения. Приборы в кабине основаны на аналоговых приборах с указателями. Устройства навигации позволяют управлять самолетом и днем, и ночью в различных погодных условиях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Система вооружения состоит из прицелов, устройств для наведения ракет, видеоконтрольных устройств прицела и кинопулемета АКС-5-75. Такая «начинка» предназначена для поражения наземных и воздушных целей с помощью бортового оружия, бомбардирования, пикирования.

Шасси

На первый взгляд здесь все просто: трехопорное шасси с носовой опорой, которое можно убрать. Однако, если подойти к стоящему самолету Су-25 спереди, можно заметить одну странную особенность: передняя стойка шасси нарушает симметрию, она находится не по центру, а ближе к боку относительно оси «грача». Не сильно, только на тридцать сантиметров. Поначалу это даже незаметно, но такую особенность штурмовика можно принять и за брак при конструировании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Обратите внимание на переднее шасси Су-25: оно смещено. «Грач», на первый взгляд такой простой, имеет свои секреты!
Обратите внимание на переднее шасси Су-25: оно смещено. «Грач», на первый взгляд такой простой, имеет свои секреты!
Соцсети

Но это точно не брак. Тогда почему шасси не по центру самолета? Советские инженеры долго ломали голову над тем, куда разместить авиационную 30-мм двуствольную пушку ГШ-30-2. В конце концов ее и боекомплект разместили в левой части носовой секции фюзеляжа. Именно поэтому и носовой стойке шасси пришлось «потесниться» — ее сдвинули чуть правее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Напрашивается вопрос: «Но как же так? Неужели такое решение не приводит к дисбалансу при полете?» На самом деле конструкторы все продумали. Ну, или почти все. Пока боекомплект не израсходован, Су-25 уравновешен. Но когда левая часть фюзеляжа освобождается, летчику приходится учитывать, что шасси находится не по центру, и выравнивать самолет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хвостовое оперение

Любое хвостовое оперение самолета выглядит, как маленькие «крылышки» около хвоста. Обычно их устанавливают в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Хвостовое оперение «грача» включает в себя киль с двухсекционным рулем направления и переставляемый стабилизатор с рулем высоты.

Вооружение

Для штурмовика важно иметь возможность поражать особо защищенные объекты противника. А потому самолет Су-25 «Грач» имеет в своем вооружении двухствольную 30-мм пушку ГШ-30-2, в которой умещается 250 патронов. Пушка смещена влево относительно оси летательного аппарата (да, именно из-за этой пушки, как мы выяснили, одна из опор шасси находится правее центра).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вооружение, которое подвешивают на самолет, размещается на десяти подкрыльевых пилонах. Разнообразие подвесного вооружения вбирает в себя кассетные бомбы, свободнопадающие и корректируемые боеприпасы калибра до 500 мм, неуправляемые авиационные ракеты, управляемые ракеты «воздух — поверхность», пушечные контейнеры.

Характеристики самолета «грач»

Самолет Су-25 имеет уникальные характеристики. Опытные авиаконструкторы и те, кто интересуется самолетами, могут запросто узнать «грача» по этим числам.

  • Количество людей в экипаже – 1 пилот;
  • Размах крыла – 14,36 м;
  • Площадь крыльев – 30,14 м²;
  • Длина самолета – 15,53 м;
  • Высота самолета – 4,8 м;
  • Двигатель – 2 х Р-195;
  • Тяга – 1 x 4300 килограмм-сил;
  • Масса пустого самолета – 9 315 кг;
  • Максимальная масса для взлета – 17 600 кг;
  • Максимальная скорость на высоте — 1000 км/ч;
  • Максимальная скорость у земли — 975 км/ч;
  • Максимальная дальность полета – 650 км;
  • Максимальная высота применения самолета – 10 000 м;
  • Боевая нагрузка – 4340 кг;
  • Вооружение — пушка ГШ-30-2, блоки с управляемыми и неуправляемыми ракетами, подвесные контейнеры с пушками ГШ-23Л;
  • Запас топлива – 3000 кг.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аэродинамическая схема Су-25

Штурмовик Су-25 создали по нормальной аэродинамической схеме. Его крыло располагается выше среднего значения. Это обеспечивает эффективность самолета при дозвуковых скоростях полета. Благодаря схеме «грача» имеет повышенную безопасность полета на больших углах атаки, высокую маневренность при поражении наземных целей, относительно неплохую продольную устойчивость и управляемость при любых погодных условиях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Благодаря такой броне самолет Су-25 выдерживает серьезные удары противника с земли
Благодаря такой броне самолет Су-25 выдерживает серьезные удары противника с земли
foreign-resorts.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Таким образом, аэродинамическая схема легендарного самолета Су-25 «Грач» обеспечивает:

  1. Высокую аэродинамическую эффективность при крейсерском полете и взлете/посадке, а также при маневрировании.
  2. Безопасность полета (броня, небольшой размер, воспрепятствование выходу на закритические углы атаки).
  3. Высокую маневренность при атаке наземных целей.
  4. Установленный режим пикирования с углом 30 градусов при скорости 700 км/ч.

Благодаря высокому уровню аэродинамической эффективности самолет может вернуться (а после даже отремонтироваться и снова войти в строй) даже при значительных повреждениях. Недаром про самолет «Грач» говорят, что он может летать «на честном слове и одном крыле».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему самолет Су-25 называют «грач»

По одной из версий в честь птицы рода воронов советский штурмовик назвали летчики, которые получили в своё распоряжение Су-25. Сходство с грачом, по мнению пилотов, самолету придавали его форма с необычным широким крылом и толстыми мотогондолами, расположенными по бокам от фюзеляжа.

Другая версия гласит, что прозвище «грач» прилипло к Су-25 «по вине» майора Григория Алексеевича Чехова, который в январе 1984 года принял на себя командование 200-й отдельной штурмовой авиационной эскадрильей. Этот военачальник помечал тыльную сторону своей форменной фуражки инициалами «Гр.А.Ч.», поэтому-то сначала личный состав эскадрильи под его началом, а затем и все Су-25 стали повсеместно называть «грачами».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Так выглядит самолет Су-25 «Грач» сегодня
Так выглядит самолет Су-25 «Грач» сегодня
livejournal

Модификации Су-25

Иногда инженеры создают различные варианты одного самолета. Усовершенствования проводятся при учете местности, в которую впоследствии попадет самолет (например, во время Афганской войны, когда испытывали Су-25, непредвиденными условиями оказались давление и температура воздуха в горах и ущельях, самолеты с вертикальным взлетом не выдерживали таких перегрузок). И у знаменитого «грача» есть свои модификации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Су-25 – первая серийная модификация штурмовика. Тот самый легендарный «грач» который летал на страх и риск конструктора над Афганистаном в 80-м году.
  • Су-25УБ – двухместные учебно-боевые самолеты. Здесь в кабине, как можно догадаться, могут поместиться и пилот, и инструктор.
  • Су-25УТ, Су-28 – двухместная учебная версия «грача».
  • Су-25УБК – экспортный вариант двухместного учебно-боевого самолета.
  • Су-25УТГ – этот самолет тоже имеет два места и тоже смоделирован для учебы пилотов: только конкретно этот летательный аппарат предназначен для определенного «упражнения» летчика. На Су-25УТГ отрабатывают именно посадку.
  • Су-25БМ – самолет-буксировщик мишеней.
  • Су-25К – экспортный вариант Су-25 (не учебный).
  • Су-25Т – усовершенствованный Су-25, который призван уничтожать танки противника. В этом самолете установлено современное радиоэлектронное оборудование и вооружение.
  • Су-25ТК – экспортный вариант вышеупомянутой модификации Су-25Т.
  • Су-25ТМ (Су-39) – тоже нацелен на уничтожение танков, только еще и летает и атакует абсолютно в любую погоду.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вот как выглядит модификация «грача» Су-25УБ
Вот как выглядит модификация «грача» Су-25УБ
livejournal

Как можно заметить, история Су-25 не заканчивается, а, наоборот, только начинается. И сегодня мы гордимся «грачом», который так эффективен в боевых условиях. Кстати, вот как триумфально этот самолет пролетал над Москвой во время Парада Победы.