Почему пассажирский авиалайнер нельзя дозаправить в полете, как военные самолеты?
Дозаправка в воздухе – это операция передачи топлива с одного летательного аппарата на другой прямо во время полета. Первые попытки передать с одного самолета на другой канистры с топливом были сделаны еще в 1912 году, но из-за высокой опасности и сложности данный способ передачи топлива развития не получил. Первая в истории заправка в воздухе при помощи резинового шланга, соединявшего баки самолетов, была выполнена в 1923 году.
В этом случае два медленно летящих самолета соединялись шлангом, по которому в заправляемый самолет топливо перетекало под действием силы тяжести. Впоследствии керосин стали перекачивать при помощи специальных насосов. Первая дозаправка в полете при выполнении боевого задания была выполнена ВВС США во время Корейской войны в 1951 году, а в период Вьетнамской войны американцы начали заправлять в воздухе и вертолеты.
В настоящее время дозаправка топливом в воздухе применяется только на военных и военно-транспортных самолетах. Но постойте, а как же пассажирские авиалайнеры? Почему их обделили этой возможностью, ведь заправка в полете позволяет существенно продлить время пребывания в воздухе и дальность полета? Между тем, так было не всегда: в 1930-х годах пассажирские самолеты, совершавшие рейсы через Атлантический океан, дозаправляли в воздухе.
Современные авиалайнеры для этого не приспособлены. Заправка в полете считается опасным и сложным процессом, как и любое сближение воздушных судов в принципе. Тем более пассажирских. Дозаправка в воздухе при этом может существенно сократить затраты на топливо: если бы самолет не заправлялся сразу на весь полет, а дозаправлялся в середине пути, то экономия топлива составила бы около 15% даже с учетом всех расходов.
Почему авиалайнеры не дозаправляют на лету, как истребители?