Bayraktar VS Орион: битва ударных беспилотников
Дешево и сердито
Первые ударные беспилотники, такие как американские MQ-1 Predator или MQ-9 Reaper, использовали для нанесения ударов ракеты с лазерным наведением AGM-114 Hellfire, цена которых колеблется от $65 000 до $98 000. При такой стоимости их можно применять только по довольно важным целям. Еще дороже использовать барражирующие боеприпасы, в которых стоит очень дорогая система разведки и наведения. Например, цена израильского дрона-камикадзе первого поколения Harop оценивается от $100 000 до $800 000. Bayraktar TB2 в качестве боевой нагрузки несет по два сравнительно дешевых корректируемых планирующих боеприпаса с лазерной системой наведения MAM-L и MAM-С. Турецкие авиабомбы MAM-L и MAM-С — близкие родственники противотанковых ракет дальнего действия L-UMTAS, у которых удалили дорогостоящий ракетный двигатель и увеличили площадь оперения для лучшего планирования. Наводятся они аналогично ПТУРам по лазерному лучу, а подсвечивает цель сам Bayraktar TB2 или другой разведывательный беспилотник. Самый большой MAM-L может нести осколочно-фугасную, термобарическую и тандемную боевую часть до 10 кг, а «малыш» MAM-С — 2,5-килограммовую осколочно-фугасную или многоцелевую БЧ. Дальность планирования боеприпасов около 8 км, а точность — до 1 метра. В сочетании с Bayraktar TB2 эти боеприпасы — наиболее эффективное и бюджетное высокоточное оружие в мире.
Просто сердито
Этим летом на выставке «Армия-2020» компания «Кронштадт» показала долгожданного одноклассника Bayraktar TB2 — ударный БПЛА «Орион», входной билет нашей страны в довольно малочисленный клуб стран, производителей дронов класса MALE (Medium-altitude long-endurance). В отличие от «турка», который на тот момент выпускался сотнями, ударный «Орион» только прошел испытания. В остальном по характеристикам они похожи, включая даже двигатели Rotax, которым и мы и турки сейчас в срочном порядке разрабатывают аналоги-замены. Разве что «Орион» чуть больше (размах крыльев у него 16,3 м против 12 м у TB2) и имеет сбрасываемую нагрузку чуть больше — 200 кг против 150 кг.
Для ударного «Ориона» тоже сделали дешевые средства поражения: корректируемая авиабомба КАБ-50, управляемая планирующая авиабомба УПАБ-50 с аналогичной боевой частью, неуправляемая авиабомба ФАБ-50. Как видно из названия, полная масса этих авиабомб примерно равна 50 кг, а у всех в качестве боевой части используется 37-килограммовая БЧ от РСЗО «Град». Это дешевле, чем переделывать противотанковые ракеты, да и масса, и номенклатура БЧ поразнообразнее. Есть и «малютки», аналоги MAM-С: корректируемая малогабаритная авиабомба КАБ-20 производства ФГУП «ЦНИИХМ» со спутниковым или лазерным наведением и массой осколочно-фугасной БЧ в 7 кг. Есть и аналоги AGM-114 Hellfire — авиационная управляемая ракета Х-50 производства АО «КТРВ» с осколочно-фугасной боеголовкой массой от 10 до 20 кг, в зависимости от системы наведения. Главное отличие нашего комплекса от турка — почти полное российское производство, за исключением авиадвигателя, который сейчас разрабатывается в срочном порядке. У Bayraktar TB2 до 80% оборудования — иностранного производства — от электроники до двигателей. Но турок уже много где повоевал, а «Орион» только готовится. Так что можно смело тут поставить ничью — 1:1.
Старшие братья
Главный недостаток и «Ориона» и Bayraktar TB2 — небольшая дальность действия, ограниченная прямой радиосвязью. Для неограниченного радиуса действия нужна спутниковая система связи. И для этого уже нужны аппараты побольше, аналоги американского MQ-9 Reaper. Тут у нас с турками ситуация аналогичная, как с «малышами» — уже есть готовые проекты, но турецкий Bayraktar Akinci уже как год летает, а «Сириус» разработки все того же «Кронштадта» все еще находится на стадии макетов. Оба используют спутниковую систему связи, что видно по характерному носовому «горбатому» обтекателю. На обоих стоят два двигателя, аналогичных Rotax, но не от хорошей жизни — ни Россия, ни Турция просто не производят подходящий по мощности двигатель. А вот в MQ-9 Reaper он один — турбовинтовой Honeywell TP331-10.
Про Bayraktar Akinci известно больше, чем про «Сириус», что и понятно. Он способен находиться в воздухе более суток, работать на высотах до 12 км, скорость полета составляет 240-360 км/ч и он может нести до 1350 кг сбрасываемой нагрузки — 450 кг на внутренней подвеске и еще 900 кг — на внешней.
«Сириус» поменьше — максимальная взлетная масса 2 тонны против 5,5 тонн у турка, соответственно и он несет всего 300 кг полезной нагрузки. Боекомплект Bayraktar Akinci, помимо уже описанных MAM-L и MAM-С, расширен за счет 70-мм ракет с лазерным наведением CIRIT, ПТУР L-UMTAS, и свободнопадающих авиабомб Mk-816, Mk-82 и Mk-83. Также Bayraktar Akinci станет первым коммерчески доступным БПЛА, способным запускать крылатую ракету воздушного базирования SOM-A. Эта ракета турецкого производства длиной 4 метра, весом 620 кг и боевой частью в 230 кг способна поражать цели на удалении до 250 км. Система наведения — инерциальная, совмещенная с GPS.
Боекомплект «Сириуса» будет состоять из корректируемых авиабомб калибров 20, 50, 100 и 250 кг и авиационных управляемых ракет калибров 50 и 100 кг с лазерным, спутниковым или телевизионным наведением. Максимальная высота полета «Сириуса» тоже поменьше — 7 км. Оба беспилотника оборудованы продвинутыми системами оптической и радиолокационной разведки и прицеливания и средствами радиоэлектронной борьбы. Радиус применения «Сириуса» ограничен только запасом топлива — порядка 1000 км.
Электрическая альтернатива
Самая дорогая часть таких беспилотников — разведывательная электроника, которая составляет большую часть стоимости аппарата. Именно поэтому барражирующие боеприпасы, которые несут на борту собственные системы разведки, сравнительно дороги по сравнению с нагрузкой ударных беспилотников. Но есть идеи, как обойти эти ограничения — рой дронов. Вместе с барражирующими боеприпасами, из которых выбрасывается дорогостоящая система разведки, а оставляется только дешевая система наведения по лазерному лучу, действуют небольшие тактические разведчики, задача которых — обнаружение и наведение на цель боеприпасов, которые летят с ними. Только после поражения целей разведчики с дорогой электроникой возвращаются на базу. Им не нужны для взлета аэродромы — запускаются с катапульты, не нужны и дорогостоящие двигатели — они электрические. Их трудно обнаружить и почти невозможно сбить — они маленькие, да и стоят дешевле любой зенитной ракеты. Такие штуки у нас могут делать в компании ZALA AERO, изготовителе отечественных тактических разведчиков ZALA и барражирующих боеприпасов семейства «Ланцет». А какая из концепций окажется более эффективной покажут ближайшие локальные конфликты, недостатка в которых, к сожалению, нет.
Разработанный в 2014 году турецкой компанией Baykar Makina, в том же году Bayraktar TB2 побил мировой рекорд среди БПЛА в своем классе, продержавшись на высоте 8 км 24 часа 34 минуты. По сути это небольшой беспилотный самолет с двигателем внутреннего сгорания Rotax 912, размахом крыльев 12 метров, массой 650 кг и радиусом боевого применения 150 км.