Невероятный ВВА-14: амфибия с вертикальным взлетом из СССР

Мало кто в этой неведомой зверушке сможет разглядеть не имеющий аналогов гидросамолет, бомбардировщик и торпедоносец одновременно. Еще меньше узнают в алюминиевом чудище ВВА-14, единицы слышали про инженерный гений конструктора Роберта Бартини. Почему сейчас экзотический гидросамолет талантливого конструктора пылится в «полураздетом» виде на задворках подмосковного авиамузея? Давайте разбираться...
Невероятный ВВА-14: амфибия с вертикальным взлетом из СССР
Соцсети

История возникновения ВВА-14

В самом начале 1960-х годов перед Советами остро встал вопрос безопасности государства. Обстановка меж двух держав и без того была напряженной, а тут еще американцы вооружились до зубов атомными подлодками специальной постройки типа «Джордж Вашингтон», которые оснащались двухступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами UGM-27A Polaris A-1.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Роберт Бартини — конструктор необычного самолета ВВА-14
Роберт Бартини — конструктор необычного самолета ВВА-14
Wikipedia

Примерно в это же время известный авиаконструктор Роберт Людвигович Бартини, эмигрировавший в 1922 году в СССР из Италии, разрабатывает «Теорию межконтинентального транспорта земли». Она включала в себя оценку транспортной производительности судов, самолетов и вертолетов и была не только и не столько инженерной, сколько научной и даже философской.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В результате многолетнего исследования Бартини определил, что оптимальным транспортным средством является амфибийный аппарат, способный взлетать подобно вертолету (или с использованием воздушной подушки), имеющий грузоподъемность больших судов, и обладающий скоростью и технической оснащенностью самолетов. Словом, авиаконструктор задумал построить идеальный и практически невидимый для радаров аппарат для обнаружения и уничтожения атомных подводных лодок.

Схема экспериментального советского самолета-амфибии ВВА-14
Схема экспериментального советского самолета-амфибии ВВА-14
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первым проектом конструктора в этом русле был опытный гидросамолет МВА-62. Результатами испытаний МВА-62 были довольны и инженеры, и партийные чины: амфибия совершала полет на скоростях, близких к скоростям обычного самолета, при этом поднимаясь выше, нежели суда на воздушной подушке или на подводных крыльях. Бартини дали зеленый свет на постройку полноценного продукта для серийного производства.

Самолет ВВА-14 должен был уметь приводняться и взлетать, что и делало его «амфибией»
Самолет ВВА-14 должен был уметь приводняться и взлетать, что и делало его «амфибией»
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На ТАНКТ Бериева, куда Роберт Людвигович перебрался для воплощения в жизнь своего проекта в 1968 году, запланировали постройку трех аппаратов. Первому предстояло отработать все сценарии взлета и посадки (на воду, на сушу, пересеченную местность) и протестировать передвижение в режиме экраноплана. На втором аппарате планировали испытать вертикальный взлет и посадку. Третий должен был уметь и то, и другое, плюс обнаруживать подводные лодки и в целом иметь весь запланированный функционал.

Хоть ВВА-14 и был работоспособным самолетом, существовали другие, которые превосходили его возможности
Хоть ВВА-14 и был работоспособным самолетом, существовали другие, которые превосходили его возможности
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все шло по плану, первый образец вертикально-взлетающей амфибии или ВВА-14 был построен в 1972 году, а 4 сентября этого же года состоялся его первый полет в акватории Таганрогского залива Азовского моря. Этот и последующие 107 полетов ВВА-14 показали — аппарат годен и полностью соответствует техзаданию. ВВА-14 представлял собой высокоплан с поплавковым взлетно-посадочным устройством.

Конструкция была выполнена из алюминиевых сплавов с антикоррозионным покрытием из кадмиевых сталей. В носовой части фюзеляжа размещена трехместная кабина экипажа. В случае аварийной ситуации кабина отделялась от фюзеляжа, что обеспечивало спасение экипажа всех режимах полета без использования катапультных кресел.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За кабиной экипажа размещался отсек силовой установки с дюжиной подъемных двигателей и отсек вооружения. В движение ВВА-14 приводила пара маршевых двухконтурных двигателей Д-30М тягой по 67 кН, установленных рядом в гондолах сверху центроплана.

ВВА-14 выполнял несколько пробных полетов, и почти каждый был лучше предыдущего
ВВА-14 выполнял несколько пробных полетов, и почти каждый был лучше предыдущего
Соцсети

Конец истории: закрытие проекта ВВА-14

Следом по плану шта отработка вертикального взлета. И тут начались проблемы. Теоретически, на аппарат планировались к установке 12 подъемных турбовентиляторных РД-36-35ПР тягой по 43 кН, но на практике Рыбинское КБ моторостроения, которое назначили ответственным за разработку этих моторов, затягивало строительство агрегатов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1974 году понимая, что обещанные двигатели ВВА-14 так и не получит, Бартини решает переделать свое детище в экранолет — то есть аппарат, способный функционировать и в режиме экраноплана, и в режиме самолета. Эта машина имела последнюю модификацию 14МП1. Бог с ним, с вертикальным взлетом: все, финишная прямая — еще чуть-чуть и ВВА-14 пойдет в серию.

Большие проблемы на стадии разработки ВВА-14 возникали при работе с авионикой и системой управления
Большие проблемы на стадии разработки ВВА-14 возникали при работе с авионикой и системой управления
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто знает, может амфибия ВВА-14 и дошла бы до счастливого конвейерного будущего, пусть и без подъемных двигателей. Но 6 декабря 1974 года на 77 году жизни умирает главный подъемный двигатель проекта — Роберт Людвигович Бартини.

Проект еще пару лет просуществует, пока его окончательно не закроют в 1976 году. не сказать, что у ВВА-14 были неразрешимые проблемы по инженерной части — от полета к полету единственный построенный прототип демонстрировал положительную динамику развития проекта. Но к тому моменту на вооружении военно-морского флота появились Ту-142 и Ил-38, которые решали большинство задач, возложенных на ВВА-14.

Увы, так и не доведенный до конца проект потерял свою актуальность. Из машины подергали все оборудование, в прямом смысле подрезали крылья, а корпус передали Музею авиации в подмосковном Монино. И на том спасибо, могли отправить под пресс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Есть люди, которые хотят восстановить ВВА-14. В 2019 году они даже открыли сайт и выкладывают там новости о процессе
Есть люди, которые хотят восстановить ВВА-14. В 2019 году они даже открыли сайт и выкладывают там новости о процессе
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конструкция ВВА-14

Конструкция самолета-амфибии состоит из алюминиевых сплавов с антикоррозийным покрытием из кадмиевых сталей. Полумонокок, то есть несущим в структуре является не только корпус, но и другие силовые элементы. В носовой части находится трехместная кабина. В случае экстренной ситуации кабина может отделиться от фюзеляжа, обеспечивая сохранность экипажа. Это позволяет не использовать катапультные кресла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Крыло ВВА-14 состоит из прямоугольного центроплана и двух отъемных консолей в форме трапеции. По всему размахну размещены предкрылки, закрылки и элероны. С центропланом сопрягаются обтекатели, на которых располагается оперение и ПВПУ – пневматическое взлетно-посадочное устройство.

Состоит ПВПУ из надувных поплавков, каждый из которых делится на 12 отсеков. Поплавки могут выпускаться и убираться при помощи специальной системы с 12-кольцевыми инжекторами.

Хвостовое оперение расположено на обтекателях, оно свободнонесущее и стреловидное. Горизонтальным оперением является стабилизатор площадью 21,8 квадратных метров.

Шасси предназначается для транспортировки ВВА-14 по земле. Было заимствованно у бомбардировщика Ту-22. Шасси трехопорное, может убираться. Каждая опора имеет по два колеса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Топливная система включает 12 баков: два отсечных бака и 12 протектированных. Общая емкость – 15 500 литров. В планах было установить системы заправки топливом на плаву.

Система автоматического управления ВВА-14 должна была обеспечивать стабилизацию по тангажу, курсу и высоте во всех режимах полета
Система автоматического управления ВВА-14 должна была обеспечивать стабилизацию по тангажу, курсу и высоте во всех режимах полета
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Система управления ВВА-14 осуществляется аэродинамическими рулями при помощи гидроусилителей. Управление во время вертикального взлета и посадки выполняется с помощью 12-ти струйных рулей, которые установлены по двое. Используют рули сжатый воздух, который берется у подъемных двигателей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самолет-амфибия ВВА-14 оснащен противопожарными, противообледенительными, кислородными системами, а также системой кондиционирования воздуха. В оборудование входят пилотажно-навигационное и радиосвязное. Это обеспечивается автоматическую стабилизацию при взлете и посадке.

Предполагалось сконструировать два варианта ВВА-14: спасательный и противолодочный. В первом случае самолет оснащался аварийно-спасательными радиосредствами. А в противолодочном варианте использовалась поисково-прицельная система. Она помогала найти подводную лодку и определить координаты для выстрела.

В бомбоотсеке ВВА-14 размещались авиационные бомбы, мины и торпеды. Все вместе вооружение весило бы 2000 килограмм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Технические характеристики ВВА-14

  • Размах крыла: 28,5 метров;
  • Высота: 6,79 метров;
  • Длина: 25,97 метров;
  • Площадь крыла: 2177 квадратных метров;
  • Масса пустого самолета: 35 356 кг;
  • Максимальная масса самолета: 52 000 кг;
  • Типы двигателя: 2 маршевых, 12 подъемных;
  • Максимальная скорость: 760 км/ч;
  • Крейсерская скорость: 640 км/ч;
  • Скорость барражирования: 360 км/ч;
  • Практическая дальность полета: 2450 км;
  • Максимальная высота: 10 000 метров;
  • Экипаж: 3 человека;
  • Вес вооружения: до 2000 кг.

Видео советского самолета-амфибии ВВА-14

Нажми и смотри