Невероятный ВВА-14: амфибия с вертикальным взлетом из СССР
История возникновения ВВА-14
В самом начале 1960-х годов перед Советами остро встал вопрос безопасности государства. Обстановка меж двух держав и без того была напряженной, а тут еще американцы вооружились до зубов атомными подлодками специальной постройки типа «Джордж Вашингтон», которые оснащались двухступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами UGM-27A Polaris A-1.
Примерно в это же время известный авиаконструктор Роберт Людвигович Бартини, эмигрировавший в 1922 году в СССР из Италии, разрабатывает «Теорию межконтинентального транспорта земли». Она включала в себя оценку транспортной производительности судов, самолетов и вертолетов и была не только и не столько инженерной, сколько научной и даже философской.
В результате многолетнего исследования Бартини определил, что оптимальным транспортным средством является амфибийный аппарат, способный взлетать подобно вертолету (или с использованием воздушной подушки), имеющий грузоподъемность больших судов, и обладающий скоростью и технической оснащенностью самолетов. Словом, авиаконструктор задумал построить идеальный и практически невидимый для радаров аппарат для обнаружения и уничтожения атомных подводных лодок.
Первым проектом конструктора в этом русле был опытный гидросамолет МВА-62. Результатами испытаний МВА-62 были довольны и инженеры, и партийные чины: амфибия совершала полет на скоростях, близких к скоростям обычного самолета, при этом поднимаясь выше, нежели суда на воздушной подушке или на подводных крыльях. Бартини дали зеленый свет на постройку полноценного продукта для серийного производства.
На ТАНКТ Бериева, куда Роберт Людвигович перебрался для воплощения в жизнь своего проекта в 1968 году, запланировали постройку трех аппаратов. Первому предстояло отработать все сценарии взлета и посадки (на воду, на сушу, пересеченную местность) и протестировать передвижение в режиме экраноплана. На втором аппарате планировали испытать вертикальный взлет и посадку. Третий должен был уметь и то, и другое, плюс обнаруживать подводные лодки и в целом иметь весь запланированный функционал.
Все шло по плану, первый образец вертикально-взлетающей амфибии или ВВА-14 был построен в 1972 году, а 4 сентября этого же года состоялся его первый полет в акватории Таганрогского залива Азовского моря. Этот и последующие 107 полетов ВВА-14 показали — аппарат годен и полностью соответствует техзаданию. ВВА-14 представлял собой высокоплан с поплавковым взлетно-посадочным устройством.
Конструкция была выполнена из алюминиевых сплавов с антикоррозионным покрытием из кадмиевых сталей. В носовой части фюзеляжа размещена трехместная кабина экипажа. В случае аварийной ситуации кабина отделялась от фюзеляжа, что обеспечивало спасение экипажа всех режимах полета без использования катапультных кресел.
За кабиной экипажа размещался отсек силовой установки с дюжиной подъемных двигателей и отсек вооружения. В движение ВВА-14 приводила пара маршевых двухконтурных двигателей Д-30М тягой по 67 кН, установленных рядом в гондолах сверху центроплана.
Конец истории: закрытие проекта ВВА-14
Следом по плану шта отработка вертикального взлета. И тут начались проблемы. Теоретически, на аппарат планировались к установке 12 подъемных турбовентиляторных РД-36-35ПР тягой по 43 кН, но на практике Рыбинское КБ моторостроения, которое назначили ответственным за разработку этих моторов, затягивало строительство агрегатов.
В 1974 году понимая, что обещанные двигатели ВВА-14 так и не получит, Бартини решает переделать свое детище в экранолет — то есть аппарат, способный функционировать и в режиме экраноплана, и в режиме самолета. Эта машина имела последнюю модификацию 14МП1. Бог с ним, с вертикальным взлетом: все, финишная прямая — еще чуть-чуть и ВВА-14 пойдет в серию.
Кто знает, может амфибия ВВА-14 и дошла бы до счастливого конвейерного будущего, пусть и без подъемных двигателей. Но 6 декабря 1974 года на 77 году жизни умирает главный подъемный двигатель проекта — Роберт Людвигович Бартини.
Проект еще пару лет просуществует, пока его окончательно не закроют в 1976 году. не сказать, что у ВВА-14 были неразрешимые проблемы по инженерной части — от полета к полету единственный построенный прототип демонстрировал положительную динамику развития проекта. Но к тому моменту на вооружении военно-морского флота появились Ту-142 и Ил-38, которые решали большинство задач, возложенных на ВВА-14.
Увы, так и не доведенный до конца проект потерял свою актуальность. Из машины подергали все оборудование, в прямом смысле подрезали крылья, а корпус передали Музею авиации в подмосковном Монино. И на том спасибо, могли отправить под пресс.
Конструкция ВВА-14
Конструкция самолета-амфибии состоит из алюминиевых сплавов с антикоррозийным покрытием из кадмиевых сталей. Полумонокок, то есть несущим в структуре является не только корпус, но и другие силовые элементы. В носовой части находится трехместная кабина. В случае экстренной ситуации кабина может отделиться от фюзеляжа, обеспечивая сохранность экипажа. Это позволяет не использовать катапультные кресла.
Крыло ВВА-14 состоит из прямоугольного центроплана и двух отъемных консолей в форме трапеции. По всему размахну размещены предкрылки, закрылки и элероны. С центропланом сопрягаются обтекатели, на которых располагается оперение и ПВПУ – пневматическое взлетно-посадочное устройство.
Состоит ПВПУ из надувных поплавков, каждый из которых делится на 12 отсеков. Поплавки могут выпускаться и убираться при помощи специальной системы с 12-кольцевыми инжекторами.
Хвостовое оперение расположено на обтекателях, оно свободнонесущее и стреловидное. Горизонтальным оперением является стабилизатор площадью 21,8 квадратных метров.
Шасси предназначается для транспортировки ВВА-14 по земле. Было заимствованно у бомбардировщика Ту-22. Шасси трехопорное, может убираться. Каждая опора имеет по два колеса.
Топливная система включает 12 баков: два отсечных бака и 12 протектированных. Общая емкость – 15 500 литров. В планах было установить системы заправки топливом на плаву.
Система управления ВВА-14 осуществляется аэродинамическими рулями при помощи гидроусилителей. Управление во время вертикального взлета и посадки выполняется с помощью 12-ти струйных рулей, которые установлены по двое. Используют рули сжатый воздух, который берется у подъемных двигателей.
Самолет-амфибия ВВА-14 оснащен противопожарными, противообледенительными, кислородными системами, а также системой кондиционирования воздуха. В оборудование входят пилотажно-навигационное и радиосвязное. Это обеспечивается автоматическую стабилизацию при взлете и посадке.
Предполагалось сконструировать два варианта ВВА-14: спасательный и противолодочный. В первом случае самолет оснащался аварийно-спасательными радиосредствами. А в противолодочном варианте использовалась поисково-прицельная система. Она помогала найти подводную лодку и определить координаты для выстрела.
В бомбоотсеке ВВА-14 размещались авиационные бомбы, мины и торпеды. Все вместе вооружение весило бы 2000 килограмм.
Технические характеристики ВВА-14
- Размах крыла: 28,5 метров;
- Высота: 6,79 метров;
- Длина: 25,97 метров;
- Площадь крыла: 2177 квадратных метров;
- Масса пустого самолета: 35 356 кг;
- Максимальная масса самолета: 52 000 кг;
- Типы двигателя: 2 маршевых, 12 подъемных;
- Максимальная скорость: 760 км/ч;
- Крейсерская скорость: 640 км/ч;
- Скорость барражирования: 360 км/ч;
- Практическая дальность полета: 2450 км;
- Максимальная высота: 10 000 метров;
- Экипаж: 3 человека;
- Вес вооружения: до 2000 кг.