Что такое поколения истребителей и откуда это понятие взялось
Сколько виртуальных копий было сломано в спорах является ли российский Су-57 истребителем пятого поколения или нет — не счесть. Можно сравнить разве что только с результатами аналогичных сетевых баталий на тему соответствия американского F-35 универсальному бренду «Fifth-generation jet fighter».
Но если совсем немного начать погружаться в тему, то у особо впечатлительных лиц могут глаза на лоб вылезти: столько за 30 лет всяких теорий наворотили. И если говорить уж совсем начистоту, то как фирма-производитель свой продукт «обозвала», таким он на самом деле и является. То есть, раз «Сухой» утверждает, что Су-57 — пятое поколение, то так и есть. И F-35 тоже.
Множество систем и ни одной единой
Как бы смешно это сейчас ни выглядело, но само понятие «поколение истребителей» появилось только в начале 1990-х, сразу на цифре «пять». ВВС США тогда как раз признали альянс авиапроизводителей во главе с «Локхид» победителями конкурса «Перспективный тактический истребитель» (Advanced Tactical Fighter, ATF) и в медиапространстве начали обсуждать разработку Lockheed Martin — прототип F-22 Raptor.
Красивый бренд «Fifth-generation jet fighter» возник с подачи маркетологов Lockheed Martin, да так и закрепился. Одновременно с этим среди экспертов и журналистов возникла вялотекущая дискуссия, а какие же тогда вообще поколения существуют и какие признаки характерны для каждого из них. Если кратко, то все авторитеты изгалялись кто во что горазд.
Наиболее полную классификацию реактивных боевых самолетов предложил историк ВВС США Ричард Халлион (Richard P. Hallion). Она состояла аж из шести этапов развития истребительной авиации, но при этом даже не включала в себя разработки позднее середины 1980-х. Однако, необходимость в каком-то консенсусе назревала, и уже в первые десятилетия XXI века появилось сразу несколько пересекающихся систем.
Самые известные из них созданы: порталом Aerospaceweb в 2004 году, изданием Air Force Magazine в 2006-м, автором ряда книг по истории авиации Джимом Винчестером (Jim Winchester) в его работе 2011 года «Реактивные истребители наизнанку» (Jet Fighters Inside & Out), а также Королевскими ВВС Австралии в бюллетене Центра развития воздушных сил 2012 года.
Все эти варианты классификации опираются на те или иные признаки, включающие в себя не только время появления самолетов, но и ряд характерных технологических новшеств. Наиболее радикально к этому подошел Air Force Magazine, определяя поколения через явные инженерные революции в авиастроении — начиная с самого реактивного двигателя на первом этапе, продолжая стреловидным крылом и сверхзвуком, а заканчивая лазерным оружием в недалеком будущем.
Кроме того, нельзя сбрасывать стоящие несколько поодаль национальные системы классификации. Они есть во Франции и Китае и привязаны к этапам развития собственной авиационной промышленности. Например, «китайских поколений» всего четыре, и в последнем как раз находится один J-20, который во всем мире условно причисляется к пятому.
Рациональное зерно
Если абстрагироваться от личных предпочтений, то все вышеперечисленные классификации можно свести к одному принципу — каждое следующее поколение не обязательно радикально превосходит предыдущее на момент своего появления, но в своей основе содержит самые современные технологии. Таким образом, можно сделать вывод, что объективно истребителей было действительно не более пяти-шести «волн», обусловленных теми или иными новшествами, которые были на острие прогресса в период создания каждой модели. Причем четкую грань между «поколениями» зачастую провести либо сложно, либо невозможно.
Иными словами, любой разрабатываемый сейчас истребитель так или иначе относится к «пятому поколению», даже если он по каким-то критериям не соответствует той или иной классификации. Естественно, это справедливо только в том случае, когда при его создании используются основные достижения современной микроэлектроники, материаловедения, физики, аэродинамики и двигателестроения.