Эскадрон летучих пехотинцев: Рожденные летать так и не полетели

В 1950-60-х гг. американские военные активно разрабатывали индивидуальные летающие аппараты, способные нести на себе одного или двух человек. Предполагалось, что с их помощью солдаты смогут с невиданной скоростью перемещаться по полю боя, вести разведку и охотиться на вражеских лазутчиков. В итоге было создано немало удачных конструкций, однако ни одну из них так и не приняли на вооружение.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первым исследователем, продумавшим концепцию индивидуального летательного аппарата вертолетного типа, стал инженер Чарльз Циммерман (Charles H. Zimmerman) из Национального консультативного комитета по аэронавтике (NACA). Рассматривая различные варианты, конструктор пришел к выводу, что винт и ротор в них следует размещать не сверху, а снизу: эта компоновка позволяет достичь большей устойчивости при полете. Кроме того, он предположил, что для удержания аппарата в вертикальном состоянии достаточно будет чувства равновесия, свойственного взрослому человеку. Речь идет о том наборе рефлексов, который позволяет нам не падать при езде на двухколесном велосипеде или мотоцикле. Таким образом, основой управляемости новых транспортных средств должен был стать ручной «кинестетический» контроль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аэроцикл подобного типа построила в конце 50-х компания De Lackner. Аппарат HZ-1, был оснащен мотором мощностью в 40 л.с., а также двумя соосно расположенными винтами, которые вращались в противоположных направлениях, что позволило избежать вращения самой платформы. Пилот находился прямо над смертоносными лопастями, защищенный от падения лишь ремнями безопасности. Для управления аппаратом использовался руль наподобие мотоциклетного, с помощью которого можно изменять направление, скорость и высоту полета. Чтобы повернуться, необходимо было наклонить весь аппарат в нужную сторону — так же, как это делается на мотоцикле. При этом максимальная скорость движения составляла чуть более 100 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предполагалось, что солдаты смогут эффективно пользоваться подобной летающей платформой после краткого 20-минутного инструктажа. Однако летчик Селмер Сандбай (Selmer Sundby), испытывавший HZ-1, впоследствии отметил: «Мне хватило одного полета, чтобы понять: обыкновенному человеку будет очень сложно справиться с этой штукой». Да и надежность аппарата оставляла желать лучшего. В ходе испытаний лопасти разных винтов дважды сталкивались друг с другом, что приводило к немедленному падению аэроцикла. Один из подобных эпизодов, едва не окончившийся гибелью Селмера Сандбая, повлек за собой решение о закрытии программы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очень похожий аппарат под названием VZ-1 Pawnee был разработан компанией Hiller Aviation в тех же 1950-х. Создатели его надеялись, что солдатам будет достаточно если не 20-минутного, то хотя бы двухчасового вводного курса, чтобы научиться летать. Винты аппарата, имевшие всего 3 м в диаметре, были укрыты внутри круглого корпуса — по сути они являлись вентиляторами туннельного типа. Больше того, испытания показали, что VZ-1 Pawnee сам стремится принять вертикальное положение во время полета: накренившийся край платформы развивал большую подъемную силу, чем задранный край, в результате чего он выравнивался самостоятельно. Чтобы изменить направление движения, пилоту достаточно было слегка переместится в нужном направлении, сдвинув общий центр масс. Таким образом, платформу было практически невозможно опрокинуть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Армейское начальство осталось довольно результатами испытаний VZ-1 Pawnee, поэтому в скором времени было построено два более крупных и более удачных аппарата. Однако генеральский консерватизм взял свое — программу закрыли, поскольку сама идея передвижения солдат по воздуху в условиях передовой была сочтена излишне фантастической и непрактичной. Возможно, решение было и верное: аэроциклы издавали слишком много шума, представляли удобные для поражения цели, наконец, максимальная скорость VZ-1 Pawnee составляла всего 24 км/ч, что явно недостаточно. В результате разработчики переключились на создание более массивных аппаратов, представляющих собой нечто среднее между вертолетом и автомобилем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наиболее успешную попытку создать летающий джип предприняла авиакомпания Piasecki. Созданный в начале 1960-х VZ-8 Airgeep представлял собой платформу с двумя туннельными вентиляторами, которые приводились в движение парой 180-сильных двигателей. Вращающий момент передавался на винты с помощью единой трансмиссии, поэтому VZ-8 Airgeep мог оставаться в воздухе даже после отказа одного из двигателей. Для управления джипом использовался стандартный вертолетный интерфейс. Хотя аппарат был создан для полетов на высоте 1−2 м над землей, он был способен подниматься и на сотню метров, что позволяло ему легко преодолевать большинство препятствий. При этом платформа отличалась очень высокой устойчивостью и неплохой надежностью. Однако и этот проект был закрыт в 1962 г. — военные эксперты решили, что вместо летающих джипов удобнее использовать гораздо более универсальные и скоростные вертолеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Созданный инженером Венделлом Муром (Wendell Moore) аппарат ранцевого типа «Ракетный пояс» (The Rocket Belt) был продемонстрирован в 1961 г. Жесткая конструкция закреплялась на спине пилота, который контролировал полет с помощью того же руля мотоциклетного типа. При вертикальном положении можно было достичь скорости в 96,5 км/ч — летчики-испытатели сообщали, что «ощущение такое, будто какой-то силач подхватил тебя под локти и несет». И все же масса нерешенных сложностей так и оставила проект в виде нескольких «выставочных» копий. Достаточно сказать, что одной загрузки топлива хватало «Ракетному поясу» на 20 секунд работы.

В ходе дальнейших поисков были предложены летающее кресло — тот же ранец Rocket Belt, но закрепленный на платформе, где пилот мог просто сидеть, и Pogo — своего рода аэротандем. А в 1968 г. Венделл Мур представил новую версию ранца — Jet Belt, снабженный небольшим двигателем на керосиновой тяге. Аппарат развивал скорость больше 100 км/ч и мог оставаться в воздухе целых 10 минут. Однако через год изобретатель скончался от сердечного приступа, а достойных преемников, способных завершить проект, не нашлось, и в 1970 его закрыли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но многие наработки Мура легли в основу другой интересной разработки Bell Aerosystems и Williams Research Corporation — аппарата X-Jet, или «летающей кабины», как прозвали его летчики-испытатели. Он состоял из топливного бака, на котором, собственно, стоял сам пилот, а также турбореактивого двигателя, благодаря которому был способен разгоняться до скорости в 100 км/ч и подниматься на высоту до 3000 м. Максимальная длительность полета X-Jet составляла 30 минут.

Сегодня индивидуальные летательные средства такого типа создаются только для космонавтики и призваны не столько преодолевать силу тяжести, сколько облегчать жизнь в ее отсутствии. Как показало время, пока что в качестве малых летательных средств удобнее использовать небольшие вертолеты и самолеты.

Читайте по теме: «Супермен на полминуты».

По публикации Damn Interesting