Глоток пива после ядерной войны: реальный эксперимент
Первейшая потребность человека – питье, вода. Без жидкости в организме мы ничто. Водопровод работать не будет, пить из открытых водоемов – безумие, вода заражена радиоактивной пылью. Но если вдруг вам посчастливится набрести на обломки магазина, где вы, по счастью, обретете несколько уцелевших баночек или бутылочек с пивом или лимонадами, безопасно ли будет утолить ими жажду?
Вопрос кажется наивным, но, чтобы получить ответ на него, в 1956-м году, на заре ядерной эры американские атомщики провели очень серьезный эксперимент на полигоне в штате Невада. Во время испытаний двух зарядов мощностью 20 ктн и 30 ктн на разных расстояниях от эпицентров взрыва были расположены контейнеры с банками и бутылками, наполненными пивом и безалкогольными прохладительными напитками. Ближайшие «бары» располагались примерно в 350 метрах от эпицентра. Что удалось выяснить?
Конечно же, далеко не все уцелело. Множество банок и бутылок было побито разлетевшимися комьями земли или разбилось при падении с полок. Но то, что сохранилось... вполне можно было пить. Да, напитки, испытывавшиеся вблизи эпицентров, оказались самыми радиоактивными, но не настолько, как это можно было бы ожидать. По крайней мере, немедленной угрозы здоровью питье собой не представляло.
Люди, пробовавшие эти напитки (представляете себе – таковые нашлись), свидетельствовали, что вкус несколько изменился, но это, опять же, касалось пива и лимонада, находившихся вблизи ядерного «гриба». Вывод, сделанный по итогам испытаний, гласил: если после ядерного конфликта вы найдете запакованные бутылки или банки с напитками, используйте их как наименее безопасное средство для утоления жажды. Вот только на оригинальный вкус рассчитывать не стоит.
Трудно сказать, что думают нынешние ядерные стратеги о вкусе пива после обмена атомными ударами, но эхо эпохи активных испытаний ядерного оружия доносится до нас и сегодня, и вот опять в этом замешано пиво. В прошлом году разразился серьезный скандал вокруг выпуска новинки – пива под названием «Атолл Бикини» (Bikini Atoll). Его производит малоизвестная пивоваренная компания из Техаса Manhattan Project — то есть «Манхэттенский проект», американская программа по созданию первой атомной бомбы.
Пивовары, явно увлеченные темой военного атома, придумали для своего изделия прозрачно намекающий логотип – пивная бутылка в окружении орбит, символически изображающих путь электронов вокруг ядра. Атолл Бикини, принадлежащий к архипелагу Маршалловых островов (на них расположено государство, ассоциированное с США), стал ареной крупнейшей серии испытаний ядерного оружия, проведенной американскими военными в 1946-58 гг. Испытаниям предшествовало массовое переселение коренного населения с задействованных в испытаниях атоллов, да и сами тесты оставили в этой области Тихого океана грязный ядовитый след. То есть, не лучшие исторические воспоминания.
Против использования памяти об этих событиях в маркетинговых целях выступили министр здравоохранения Маршалловых островов, пресса и общественные деятели. А Карл Сэнфорд — один из сооснователей компании Manhattan Project, в ассортименте которой также имеется пиво «Плутоний-239» и «Ядерная зима» — так и не смог ответить на вопрос журналистов о том, чем так известен атолл Бикини.