Из минёров в танкисты: боевой путь слесаря Егорова
- Советская танковая промышленность организовала выпуск тяжёлого танка ИС-1 в ответ на появление немецкой машины «Тигр».
- После Курской дуги советское командование решило вооружать тяжёлые танки орудием калибра 122 мм. ИС-1 с 85-мм пушкой рассматривался только как временное решение.
- Пик боевого применения ИС-1 пришёлся на весну 1944 года, но некоторые танки успели повоевать и осенью 1944 года.
Боевой путь
Учёба затянулась: на вооружение Красной армии стали поступать новые тяжёлые танки ИС-1 с 85-мм пушкой. Курсантам пришлось переучиваться. Наконец, Егорова зачислили в 211-й гвардейский тяжёлый полк, и вместе с ним он убыл на фронт.
«Воевали мы сначала в Калининской области, потом — в Псковской области и в Белоруссии. Надо сказать, в Белоруссии дороги были не ахти какими хорошими: по ним могли ездить только колёсные машины, а танкам, как говорят, нечего было и делать. А у нас всё-таки мощные машины ИС-1 были. И если танк Т-34 весил 35 тонн, то ИС-1 имел больше запас боеприпасов, двойное горючее и весил все 70 тонн. И в отличие от Т-34 он мог пройти только по грунтовой дороге или по шоссе, а если чуть с дороги сворачивал — сразу начинались проблемы».
Иван Викторович участвовал в освобождении Белоруссии летом 1944 года, штурмовал Минск. Затем полк вместе с другими частями двинулся в Прибалтику. В сентябре под Ригой Егоров проводил разведку боем, во время которой был ранен, а затем представлен к званию Героя Советского Союза.
«Пошли три наших танка ИС-1. Я впереди ехал. На каждый танк посадили по десять человек пехоты в качестве охранения. Главная задача была поставлена следующая: доехать до моста и удержать его, не дать его немцам взорвать. У моста тогда сложилась такая обстановка: наши войска шли на Ригу, пытались прорвать там оборону немцев, однако у моста были остановлены огнём немецких танков, которые там были закопаны в сено. Сложность заключалась ещё и в том, что нам были неизвестны как численность, так и расположение противника.
Нужно было проехать пять километров. Я первый проехал и, как говорят, успел проскочить. А два других танка, видать, проскочить не успели — немцы их подбили. Подъезжаю к мосту. И тут вдруг наводчик мне докладывает: «Командир, слева самоходка выходит». Я ему: «Ну-ка давай бронебойным по этой самоходке». Он сделал выстрел, и самоходка задымилась. Через какое-то время наводчик снова сообщает: «Командир, от стога сена танк выходит». Я говорю: «Ну-ка давай крупнокалиберным по нему». После того как мы выстрелили по этому танку, он загорелся.
Наводчик вновь докладывает: «Командир, заклинило башню!» Раз башню заклинило, не попадёшь ни в какие танки и самоходки, что справа и слева находились. Тогда я даю команду водителю: корпусом направлять на цель. Высунулся на две минуты сориентироваться, что и как. И только я успел опуститься обратно, как немец с фаустпатрона в борт ударил. Наводчика и радиста сразу убило. А мне осколок попал в шею. Но осколок не от фаустпатрона, а от башни».
Победная весть
Увы, Героя Советского Союза Егорову не дали — наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.
Как Иван Викторович узнал о Победе? «Я узнал о конце войны 8 мая. Тогда мы добивали курляндскую группировку под Тукумсом и я сидел в своём танке. Включил радиостанцию и вдруг услышал: "Конец войне! Немцы сдались!" Я переключился на внутреннее устройство к своим ребятам, наводчику и механику, и говорю: "Гришка! Конец войне". Один из них отвечает: "Командир, ты что, во сне видел?" — "Нет, не во сне, — говорю им, — сейчас передали. Сейчас я вам переключу на радио, и вы тоже послушаете"».
Благодарим World of Tanks за предоставленный материал.