Истребитель танков: боевой путь Владимира Вострова
- Самоходную установку СУ-76 выпускали на трёх заводах СССР. На конвейерах она сменила лёгкие танки, в частности — Т-70. Это случилось после Курской битвы, которая показала, что время лёгких танков прошло.
- СУ-76 стоит на втором месте после Т-34 по количеству построенных машин. Самоходок этого типа военная промышленность СССР выпустила более 14 000.
- Одним из самых поэтических прозвищ СУ-76 стало имя «Коломбина» в честь героини традиционной итальянской комедии масок.
Боевой путь
В 1942 году, достигнув совершеннолетия, Владимир Борисович добровольцем пошёл на фронт. Сначала — в ряды «царицы полей», пехоты. А после ранения и госпиталя, годом позднее, Востров попал на службу в запасной танковый полк, фактически — учебный.
«На базе полка готовили танкистов на танки Т-34, Т-70, Т-60, и самоходчиков на СУ-76. Я попал в роту, готовившую наводчиков для танковых орудий. Стрелять меня научили неплохо. Мы направились на пополнение в 1433-й отдельный Новгородский самоходно-артиллерийский полк РГК. Вскоре полк стал 423-м гвардейским ОСАП. В полк мы прибыли на своих САУ, и никто не "тасовал" созданные еще в учебной бригаде экипажи».
Полк вошёл в состав 6-го механизированного корпуса 4-й гвардейской танковой армии. Он считался отдельным и потому отличался структурой от обычного полка САУ. Кроме четырёх батарей самоходок, туда входили также рота Т-34 и рота противотанкистов. Владимир Борисович вспоминает, что сражаться на слабо бронированной СУ-76 было очень трудно.
«Впереди нас пустили 5 танков Т-34 с тралами для разминирования. У танков-тралов скорость низкая и немцы сразу три "тральщика" сожгли...И вот мы рванули вперед, на "авось", кому как повезет...Поля было минировано фугасами, в каждом из таких зарядов по 100-200 килограмм взрывчатки. Кто на фугас нарывался, тот сразу отправлялся в рай, а от самоходки мало что оставалось. Треть наших самоходок так и погибла...Через пятнадцать минут мы ворвались в пустой немецкий поселок. И тут внезапная немецкая танковая контратака! В САУ Топкасова, прямо в бак, попал немецкий снаряд. Когда горят 200 литров авиабензина в баках, да еще 80 снарядов внутри самоходки, то вы сами можете себе представить, что творится. Мы с трудом отбили атаку немцев, но полк наш был полностью обескровлен».
Через много лет после войны у Владимира Борисовича спросили, что ощущает наводчик САУ во встречном бою с немецкими танками?
«В начале сорок пятого года был своеобразный эпизод. Мы стояли на поддержке пехоты. В течение часа вели огонь по немцам. Справа от нас насыпь, примерно в 150 метрах. Смотрим, а оттуда наша пехота бежит. Танки! Развернулись, ждем. Появился первый танк. Вернее, сначала увидели только его ствол. Навел пушку и точно попал подкалиберным снарядом. Был такой вздох облегчения. Но сразу выполз, прямо перед нами, второй танк. Дуэль. Кто кого?! Кто выстрелит первым?! В крови сразу столько адреналина, что о смерти не думаешь. Даже испугаться не успеваешь. Я врезал по второму танку. Готов "немец". Пехота танкистов "причесала" из пулемета. Живым с такого боя выйдешь и радуешься, что опять повезло на этот раз...»
Победная весть
На подступах к Берлину Востров был ранен.
«Приходит заместитель комполка и отдает приказ двум экипажам САУ провести разведку боем. И пошли мы вперед. Тихо, пушки по нам не стреляют. Видим перед собой деревню, а за ней — немецкие позиции. Мы подошли незамеченными. Немцы побежали. Мы там такое побоище устроили! Потом ожила немецкая артиллерия и начался жуткий артобстрел. Немцы били и по нам, и по своим. Позже, с огромным трудом, под огнем, отошли по полю назад, к своим. А на другой день нам сказали —"Вчерашняя боевая задача выполнена частично. Придется сегодня повторить разведку боем!» Немцы нас ждали. Огонь был таким сильным, что я думал только об одном — поскорее бы убило! Здесь нашу самоходку и достали. Снаряд попал в машину. Самоходка загорелась, но мы успели выскочить и залечь в какой-то канаве... Почувствовал удар в ногу. Осколок. Ползли к своим два километра под непрерывным огнем».
Как Владимир Борисович узнал о Победе? «Мы шли через Судеты на Прагу. Трое суток не спали. Непрерывные стычки с немцами. Ночью остановились на привал. Вдруг крики со всех сторон: "Победа! Ура! Конец войне!". Солдаты плачут от счастья, стреляют в воздух. У меня первая мысль в голове мелькнула: "Как конец войне?! У меня же полный боекомплект?!".
Востров расстрелял этот боекомплект в чешских горах, сражаясь против гитлеровцев, которые отказались капитулировать. Последний его бой состоялся 14 мая 1945 года.
Благодарим World of Tanks за предоставленный материал.