Танк на ракетной тяге: как в СССР пытались модернизировать боевую технику и почему ничего не получилось

Танк с ракетным ускорением или амфибия с движками от турбореактивного самолета — это вовсе не фантастика, а трудовые будни советских военных испытателей. Прямо как в анекдоте: летает, только низенько-низенько. Собственно, разобравшись в сути вопроса понимаешь, для каких целей был поставлен этот эксперимент, и почему он провалился. Но сама по себе идея, согласитесь, красивая.
Танк на ракетной тяге: как в СССР пытались модернизировать боевую технику и почему ничего не получилось
Wikipedia

По одной из задумок советских инженеров, танк с ракетами, установленными на бортах корпуса, должен был превратиться в совершенно неуязвимую боевую машину, обеспечивая движение наземных войск даже в самых непроходимых условиях. Для этого на основной танк советской армии образца середины 1950-х годов — Т-55 — установили всего-навсего ракетные движки от зенитной ракетной системы «Стрела-2» (примерно по восемь с каждой стороны и еще четыре на корме).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бездорожье для танков серьезное препятствие, в чем прекрасно убедились немецкие танкисты во время Второй мировой войны. В таких условиях ракетные двигатели дают необходимый импульс с невероятным ускорением, чем уже вовсю пользуются в авиации: система JATO (Jet Assisted Take Off) применяет ракеты для моментального ускорения самолетов до скорости взлета или для их быстрой остановки. Это в теории должно было решить одним махом сразу тучу проблем езды бронетехники в распутицу, которая постоянно вязла в раскисшем грунте. Ракетные двигатели обеспечивали направленное движение, запросто двигая машину весом более 40 тонн вперед даже по самой непролазной грязи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теория красивая, на практике же все оказалось иначе. Инновационная модернизация танка не предполагала даже малейшего управления боевой машиной во время работы ракетных ускорителей: ни рулить, ни регулировать дальность хода системы не представлялось возможным. Выставили танк в необходимом направлении, нажали «вкл», и только держись! Но это не все. Существовала большая опасность того, что во время боя ракеты могли повредиться, что не обещало ничего хорошего: либо взрыв, либо внеочередной запуск сразу всех ракет. Система так и не была введена в эксплуатацию, в том числе из-за сложностей, связанных с управлением ракетами, и по причине чересчур высокой цены доработки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другая не менее безбашенная идея — установка в верхней части ПТ-76 (плавающий танк) двух авиационных двигателей от Як-40 АИ-25 разработки запорожского КБ «Прогресс» массой по 380 кг и тягой в 1 500 кг/с каждый. С такой силовой установкой амфибия, которую прозвали «макет015» запросто взбиралась на крутой подъем, гоняла по пересеченке и в теории могла оперативно выйти на боевой рубеж или выйти из под артиллерийского огня. Идея куда более практичная, чем с ракетными движками, но все так же сложно реализуемая и экономически не обоснованная. Плюс здоровенная надстройка на крыше сводила к минимуму огневой потенциал ПТ-76 и делала его более уязвимым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на то, что подобной техникой вовсю занимался целый особый отдел, ни один, ни другой проект не пошел дальше концептов. Недостатки этих машин оказались фатальными, да и модернизация влетала в копеечку. Но это не значит, что инженеры после неудачных испытаний забросили все идеи «в стол». Приобретенный опыт лег в основу танка Т-80 — боевой машины с единой газотурбинной силовой установкой мощностью в 1000 л.с. Этот танк тоже не лишен недостатков: он прожорливый, сложный в эксплуатации и дорогой. Но и достоинства у него имеются: оперативная готовность при экстремально низких температурах занимает всего три минуты, лучшие показатели на бездорожье в сравнении с дизельными собратьями.