ТУ-95МС: мощный ракетоносец ядерной триады
Лучшее от ПМ ко Дню защитника Отечества
Ту-95МС в нашей прессе часто стали называть «Медведем». Что ж, для могучей машины название хоть куда, хотя придумали его не в России. «Медведем» (по-английски Bear) самолет обозвали в НАТО. Там нашей авиатехнике придумывают самые экзотические кодовые имена, но одно правило действует жестко: первая буква должна соответствовать первой букве названия класса летательных аппаратов. Например, МиГ-29 — Fulcrum, потому что он истребитель (Fighter), Ил-76 — Candid, потому что он транспортник (Cargo aircraft). А буква «B» в слове Bear означает Bomber (бомбардировщик). Вот и мы по привычке называем Ту-95МС бомбардировщиком. Но это неверно. Бомбить он не умеет, и бомбы в него складывать некуда.
ТУ-95МС («Медведь») Первый полет: 11 ноября 1952 года Экипаж: 7 человек | Максимальная взлетная масса: 185 т Максимальная скорость полета: 830 км/ч |
Практический потолок: 10 500 м Двигатели: НК-12 4 х 15 000 л.с. Размах крыла: 50,04 м | Оборонительное вооружение: две авиационные пушки ГШ-23 калибра 23 мм Ракетное вооружение: шесть ракет типа Х-55 |
Дотянуться до Америки
Если почитать западные публикации, то можно заметить, что авторы отзываются о самолетах 95-го семейства с большим уважением. И никого не смущает, что эта конструкция фактически послевоенных лет, с турбовинтовыми двигателями, до сих пор находится на вооружении и признается эффективным элементом российской ядерной триады. Правда, обычно те же западные авторы не без ехидства добавляют, что Ту-95 — это очень удачное развитие «боинговского» B-29 Superfortress («Суперкрепость»). Действительно, дальняя тяжелая бомбардировочная авиация послевоенного поколения началась с Ту-4 — сделанного КБ Туполева методом обратного проектирования (reverse engineering) клона B-29.
Однако останавливаться на этом пути было нельзя. Имея военно-воздушные базы неподалеку от западных, южных и восточных границ СССР, американцы могли рассчитывать нанести бомбовые удары по советским городам, не прибегая к помощи самолетов с трансконтинентальным радиусом действия, а вот нам они были нужны позарез. Поэтому, разумеется, используя конструкторские наработки времен клонирования «суперкрепости», туполевцы взялись выполнять приказ Сталина о создании самолета, который мог бы долететь до США, отбомбиться и вернуться на базу. Промежуточным этапом на этом пути стал дальний бомбардировщик Ту-85 — в нем уже угадываются черты будущего «Медведя», но эта машина так и осталась экспериментальной. Причина — поршневые двигатели, которые делали самолет чрезвычайно тихоходным, а значит, легкой добычей нарождающейся реактивной истребительной авиации. Повышение скорости могли дать только турбовинтовые или турбореактивные двигатели. Тогда, в начале 1950-х, за проектирование межконтинентального стратегического бомбардировщика взялись сразу два КБ: туполевцы сделали ставку на турбовинтовые двигатели (будущий Ту-95), а ОКБ-23 Мясищева отдало предпочтение турбореактивной силовой установке (бомбардировщик М-4). В те же самые годы американцы разрабатывали реактивный восьмимоторный B-52, который шел на смену поршневому гиганту B-36. Ту-95 совершил первый полет в том же 1952 году, что и B-52. М-4 полетел позже, но также был принят на вооружение, правда, ненадолго — радиус действия оказался маловат. А вот конструкция Ту-95 наряду со своим заокеанским визави B-52 переживает уже седьмой десяток лет. Да, но когда же Ту-95 перестал быть бомбардировщиком?
Обновление классики
Под ногами прозрачный и очень скользкий лед. Сказалась неустойчивая зимняя погода. Снег тает, вода растекается по бетону и вскоре, замерзая, превращается в каток. Мы на аэродроме «Раменское» в Жуковском. Аэродром находится под общим руководством ЛИИ им. Громова, но вокруг этого испытательного поля издавна сложился целый кластер из филиалов знаменитых авиационных КБ. Темнеющей полосой уходит сплошная, напитанная снегом облачность. Похолодало, и невысоко над горизонтом вспыхнуло солнце. В боковом зимнем свете стратегический гигант смотрится особенно впечатляюще. Задранный кверху нос (фирменная фишка туполевских машин), киль, уходящий в небо, могучие двигатели со спаренными винтами, подвешенные к длинным узким крыльям. Площадка на аэродроме — это так называемый девиационный круг. Аэродромный тягач постепенно перекатывает самолет по кругу, вокруг машины суетятся техники. На девиационном кругу отлаживают навигационное оборудование, выставляют магнитный курс. Это одна из последних стадий работ по модернизации боевой машины.
Один за другим в Жуковский прилетают «Медведи», находящиеся на службе российских ВВС, и в знаменитом ангаре, помнящем самого Андрея Николаевича Туполева, Ту-144 и практически все остальные машины КБ проходят модернизацию. О характере модернизации на предприятии говорят скупо — по понятным причинам. Рассказывают, что системы управления переведены на «цифру» — правда, в кабине все еще привычная стрелочная индикация. Возможно, на следующем этапе модернизации мы увидим уже «стеклянную кабину». Усовершенствованы системы навигации, связи, топливная система. Все это работает на более эффективное использование ракетного оружия. Единственная модификация Ту-95, находящаяся сегодня в строю ВВС, — Ту95МС. Это не бомбардировщик. Это ракетоносец. В грузоотсеке он везет с собой пусковое устройство — специальный вал, к которому крепятся шесть крылатых ракет класса «воздух-земля», способные нести ядерные БЧ. А еще стоит заметить, что Ту-95МС — это не совсем тот самолет, который строили в 1950-х годах, и даже не совсем Ту-95.
Морские традиции
1950-е годы отметились в истории не только появлением супербомбардировщиков, но и колоссальным прогрессом зенитно-ракетной техники и сверхзвуковой истребительной авиации. Уже к началу 1960-х стало понятно, что дозвуковой самолет не прорвется через ПВО вероятного противника, чтобы отбомбиться по его территории, даже несмотря на шесть спаренных пушек АМ-23 на трех стрелковых установках — на корме, внизу и сверху фюзеляжа. В конце 1950-х появились первые экспериментальные модификации Ту-95 в варианте ракетоносца (Ту-95K) — под крылатые ракеты Х-20. Правда, дальность этих ракет была невысока — 600 км.
В 1970-е, однако, появились крылатые ракеты нового поколения — изделия X-55 дубнинского КБ «Радуга», и задача турбовинтовому гиганту снова нашлась. Дело в том, что эти дозвуковые ракеты имеют дальность до 2500 км, что позволяет выпускать их вдали от зоны ПВО противника. Дальше ракета идет на малой высоте, огибая складки местности, не появляясь на радарах: сбить ее чрезвычайно трудно. Таким образом, самолет-ракетоносец смог бы стать своего рода мобильной пусковой платформой, скорость, маневренность и средства защиты которой не имели бы решающего значения. Поначалу туполевцы экспериментировали с уже выпущенными Ту-95, пытаясь переоборудовать их в ракетоносцы. Однако ресурс этих самолетов был уже невелик, так что было принято решение начать новую производственную линейку — ракетоносцев Ту-95МС. Причем, что интересно, за основу новой модификации был взят не бомбардировщик Ту-95, а дальний противолодочный самолет Ту-142М (конечно, конструктивно восходящий к Ту-95). Ту-95МС производился примерно десять лет (с начала 1980-х до начала 1990-х), и сейчас в строю ВВС находится несколько десятков машин. С 2007 года, когда Россия после длительного перерыва возобновила воздушное патрулирование самолетами дальней авиации, Ту-95МС остается одной из главных составляющих воздушной части ядерной триады.