Новая «Арктика»: каким станет атомоход проекта ЛК-60Я

Подходит к концу строительство первого атомохода по проекту ЛК-60Я. Такие суда станут универсальными, заменив несколько типов ледоколов прошлых поколений.
Новая «Арктика»: каким станет атомоход проекта ЛК-60Я

Кажется, что в ледокольном переходе до Северного полюса нет ничего сверхъестественного. Однако до космоса люди добрались на пару десятилетий раньше, чем до полюса. В 1977 году атомный ледокол «Арктика» прошел более 3850 морских миль, включая 1200 миль многолетнего льда. Мощности в 75 тысяч лошадиных сил судну часто не хватало. То и дело оно не могло идти даже на минимальной скорости, продвигаясь вперед толчками: удар – вперед на несколько метров – задний ход – разгон и новый удар.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С того героического похода прошло более 40 лет. Легендарная «Арктика» закончила службу и скоро отправится на утилизацию. Тем временем на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге проходят ходовые и ледовые испытания ее сменщика, ледокола «Арктика», построенного по новому проекту ЛК-60Я. Предполагается, что такие суда заменят и ледоколы проекта «Арктика», использовавшиеся для прохода по Северному морскому пути, и более поздние суда класса «Таймыр», которые имеют меньшую осадку и занимаются проводкой судов в устья сибирских рек.

Как один проект может заменить сразу два разных типа ледоколов? Все дело в двухосадочной конструкции. Заполняя балластные емкости водой, «Арктика» способна менять глубину погружения от 8,5 м для прохода по рекам до 10,5 м для работы в открытом море. Этот универсальный тип поможет снизить стоимость эксплуатации ледокольного флота.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ледокол
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одноместные номера

У стенки дока на Балтийском заводе они стоят рядом – головное судно «Арктика» и строящаяся по тому же проекту «Сибирь». «Сибирь» еще одета лесами, а вот готовность «Арктики» уже превышает 93%. Ходовая часть и энергоустановка, а также все наиболее важные для плавания части судна завершены, и оставшиеся проценты относятся в основном к элементам внутренней и чистовой отделки. С декабря 2019 года по февраль 2020-го ледокол проходил ходовые, а затем и ледовые испытания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внутри судна тепло и просторно: тут нет узких проходов и крутых лестниц, как на военных судах, а жилая зона напоминает вместительный старинный отель. Широкая винтовая лестница поднимается на шесть этажей, в стороны от нее расходятся коридоры с каютами. На время строительных работ стены жилого сектора закрыты картоном, но, если заглянуть под него, можно увидеть покрытие под светлый орех, умиротворяющее и аккуратное. В отличие от легендарного тезки, у новой «Арктики» нет общих кубриков – все каюты одноместные, и даже в самой небольшой есть кровать, диванчик, письменный стол и небольшой телевизор, туалет и душ. А уж каюты капитана и первого помощника – это и большие жилые комнаты, и помещения для совещаний. Такие апартаменты даже по меркам настоящего отеля потянут как минимум на люкс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Поколения судовых реакторных установок атомного ледокольного флота России

Двойное сердце

Ядерных реакторов у «Арктики» два – это новые двухконтурные энергоустановки «РИТМ-200», разработанные в ОКБМ имени Игоря Африкантова специально для этого типа ледоколов. На судне они должны пройти свою первую обкатку в условиях реальной эксплуатации, после чего такие реакторы планируется устанавливать и на другие суда, включая плавучие атомные теплоэлектростанции (ПАТЭС).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реакторы «РИТМ-200» – водо-водяные, они используют воду в качестве как замедлителя нейтронов, так и теплоносителя. Это упрощает их конструкцию: «РИТМы» почти вдвое легче и компактнее установок прошлого поколения, а их мощность (тепловая 175 МВт и электрическая 55 МВт) выше. Такой реактор сможет использоваться около 40 лет, и лишь один раз, примерно в середине этого срока, нуждается в большом плановом ремонте. Топливо загружается чуть чаще, каждые 10 лет.

40 тысяч замечаний

Уменьшился и экипаж современного ледокола: у первой «Арктики» он насчитывал 150 человек, у новой – лишь 74, причем штат дежурной смены и вовсе составляет лишь 12 человек. Четверо из них – в рулевой рубке, обширной и напоминающей мостик космического крейсера. Вот только капитана Александра Спирина застать здесь пока трудно: он всегда в движении – проверяет каждую деталь на своем корабле, фиксируя все замечания в журнале для устранения недочетов перед передачей ледокола на флот.10,5-тонные лопасти для трех винтов «Арктики» изготовлены из нержавеющей стали в центре судоремонта «Звездочка». В собранном виде каждый гребной винт достигает диаметра 6,2 м при весе более 60 т.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ледокол

Таких замечаний у капитана накопилось уже больше 40 тысяч: первый ледокол серии создается после большого перерыва, вот и лезут отовсюду мелкие, но неприятные ошибки проектирования и строительства. Там кнехт для закрепления канатов слишком высокий, здесь высота борта не позволит отслеживать спуск... Любую мелочь капитан должен заметить до начала эксплуатации судна, так что времени полюбоваться видами из рубки у него нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, для нас он нашел несколько минут. «Тактика прохождения ледовых полей сродни искусству, – рассказал Александр Спирин. – Несмотря на множество книг и справочников, реальная практика такого плавания во многом передается напрямую, от одного поколения ледокольных капитанов другому».

Два подхода

Проводка судов может выполняться двумя принципиально различными способами. Первый – техника лидирования, при которой ледокол прокладывает путь, а следом за ним по расчищенной воде движутся другие суда. Второй – техника буксировки, при использовании которой ледокол тащит за собой судно на жесткой сцепке или коротком буксире. Этот метод применяется в сложной ледовой обстановке или в том случае, если буксируемое судно неспособно двигаться своим ходом, как, например, плавучая атомная станция «Академик Ломоносов», не имеющая собственных ходовых двигателей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ледокол проекта 22220 «Арктика»

«Дальше вся тактика прохождения разбивается на огромное количество отдельных небольших решений, которые принимаются исходя из массы текущих факторов, – говорит капитан Спирин. – На выбор влияет все: погода и ледовая обстановка, толщина льда, сплоченность и даже заснеженность». Несмотря на современные инструменты, многие из этих факторов приходится оценивать на глаз. Например, существующие приборы способны измерить толщину льда – но только после того, как он был пройден.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Система фотографирует выворачивающиеся льдины за кормой, автоматически определяет толщину и другие параметры, предоставляя капитану готовую сводку. Однако предсказать характеристики льда, ожидающего судно впереди, она не может. Как и десятилетия назад, основным инструментом для определения толщины остается глазомер. «Из рулевой рубки, с высоты 20–25 м, определить ее достаточно сложно, – рассказывает Александр Спирин, – поэтому тут применяются различные уловки. Для сравнения можно использовать, например, диаметр хорошо видимого кнехта и соотносить толщину ледового покрова с ним».

Ледокол «Арктика»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вперед кормой

Даже уже разведанный и промеренный лед на пути судна очень неоднороден, поэтому проводка – это всегда творческая работа, требующая мгновенной смены тактики в случае изменения обстановки. Требуется учитывать характеристики не только ледокола, но и судов, что идут следом, и контролировать дистанцию между ними. Слишком короткое расстояние может привести к навалу в случае резкой остановки. Слишком большое – к тому, что льдины сомкнутся раньше, чем пройдет весь караван.

«Арктика» обеспечивает равномерное прохождение льда толщиной до 2,8–2,9 м. Но если мощность покрытия выше, можно применить старый метод ударов, постепенно пробивая путь в ледовом поле. Любопытно, что проходимость кормой вперед выше, чем носом: винты подгребают разрубаемый лед и освобождают пространство для движения вперед. Такая методика требует осторожности, поскольку есть опасность погнуть винт.
 Все эти хитрости прохода ледяных полей «Арктика» должна испытать уже в начале 2020 года, а в мае судно планируется передать в эксплуатацию. Тем временем на Балтийском заводе продолжается строительство: помимо уже упомянутой «Сибири», верфи работают и над следующим ледоколом проекта, «Уралом». Но и это только начало: в 2020–2021 годах должны быть заложены еще два ледокола типа «Арктики».

Новые российские атомные ледоколы станут самыми мощными и большими в мире судами такого класса. Но эта ситуация продлится очень недолго. Ведь уже в 2020 году начнется строительство ледоколов проекта «Лидер» (ЛК-120Я), еще более мощных.