Хитрые бестии: Установить нельзя обезвредить

Современные мины, напичканные электроникой, превращаются в оружие, наделенное «разумом». Бороться с ними практически невозможно.

Обычные противотанковые и противопехотные мины, широко применяемые в локальных военных конфликтах, по большей части очень просты. Как правило, это заряд взрывчатого вещества, снабженный не особенно сложным механическим взрывателем, конструкция которого в принципе не отличается от обычной мышеловки. Однако заблуждением было бы считать, что минное оружие остановилось в своем развитии на уровне Второй мировой. В наше время в полной мере используются достижения современных технологий и микроэлектроники.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свой-чужой

Современная мина либо с помощью встроенных микропроцессоров, либо используя оборудование своего носителя (самолета, вертолета, ракеты, гусеничной или колесной машины) сама определяет наиболее выгодное место своей установки. Она автоматически приводит себя в боевое положение, настраивает датчики цели, самостоятельно определяет наивыгоднейший момент срабатывания. Эта мина способна поддерживать радиосвязь со своими хозяевами, выполняя их команды и снабжая их информацией о местонахождении и численности противника. Например, по командам с радиопульта управления она может переводить себя из боевого в «спящее» или «дежурное» положение, переключаться временно в безопасное состояние (например, для пропуска через минное поле своих войск), самоликвидироваться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Существуют мины, оснащенные системами опознавания «свой-чужой»: свой солдат или танк могут передвигаться по минному полю в полной безопасности, а вражеский будет уничтожен мгновенно, как только окажется в зоне поражения. Причем система анализирует взаимное положение врага и своего солдата и сработает лишь в том случае, если при взрыве не пострадает свой (человек, танк, машина). Разумеется, свой солдат на таком минном поле должен иметь в кармане радиометку опознавания, которая постоянно выдает шифрованный сигнал: «Я — свой».

Более того, ведутся разработки мин, способных передвигаться по минному полю, обмениваясь информацией и вырабатывая единую тактику поведения. Такая система самостоятельно определяет не закрытые минами промежутки и соответственно перераспределяет мины, расставляя их по наиболее эффективной схеме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вопрос обнаружения

Одной из самых острых и до сих пор не решенных задач контрминной борьбы остается разработка эффективных методик обнаружения самих мин. Каких только изощренных способов не появилось в мире начиная с советско-финской войны 1939−1940 годов! Это и стальные прутья, которыми нащупывали мину, втыкая их в землю, и индукционные металлоискатели (советский миноискатель ИЗ 1939 года), и радиочастотные зонды, прощупывающие грунт радиосигналами (РВМ-2), и устройства, сочетающие металлодетектор с радиолокатором (например, американская система Handheld Standoff Mine Detection System, HSTAMIDS). Существуют аппараты для обнаружения запаха взрывчатки, исходящего от мины, системы поиска мин с помощью радиации (канадский проект ILDR фирмы Computing Devices использует так называемый метод TNA — облучение взрывчатки нейтронами радиоактивного изотопа калифорния Cf-252). Есть и более экзотические методики поиска мин — например, с помощью... пчел или других насекомых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не зная промаха

Современную мину трудно назвать миной в прежнем понимании. Скорее, это полностью или частично роботизированная боевая система, причем система куда более дешевая, значительно меньшая по размерам и гораздо более эффективная, нежели современный танк, вертолет, самолет или ракета. Мина в отличие от снаряда или ракеты не знает понятия «промах». Приближающаяся к ней жертва сама находит свою погибель. Разумеется, помимо своего желания. Не двигаться вперед ни вражеский танк, ни неприятельский солдат не могут — иначе теряется смысл боя. От мины же требуется лишь оказаться в нужном месте в нужный момент. Впрочем, современная мина может находиться вовсе и не на минном поле. Подобно пауку, она лишь разбрасывает сеть своих датчиков, а сама таится в укромном уголке где-нибудь в сторонке в ожидании жертвы. Прежде чем средство поиска мин доберется до нее, она его уже уничтожит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пять раз подряд

О российской противотанковой мине ТМ-83 мы уже рассказывали в прошлом номере. Против пеших солдат имеются еще более хитрые мины. Советская система НВУ-П, более известная под названием «Охота», не подпустит к себе никого ближе чем на 30 метров. Она состоит из пяти мин, которые взрываются по очереди, друг за другом. Байки? Отнюдь!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как только сейсмический датчик зарегистрирует движение человека, электронная система включится в работу, определит его местонахождение, и, как только он окажется в зоне поражения одной из мин, электроника выдаст команду на ее подрыв. Цель будет поражена, но в запасе у системы останется еще 4 мины. И если в зоне обнаружения электронного блока снова появится человек — повторится то же самое. И так пять раз, пока мины не закончатся. Одновременно с выдачей команды на подрыв последней мины выдается команда и на самоуничтожение электронного блока (с помощью тротиловой шашки).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Таким образом, пока не взорвется последняя, пятая мина, в радиусе 30 метров от электронного блока не сможет пройти ни один солдат противника. Приблизиться к блоку или к установленным минам и обезвредить их абсолютно невозможно. Все мины находятся в зоне чувствительности сейсмического датчика цели, а он, в свою очередь, — в зоне поражения мин.

Поставить на паузу

Между тем взрыв последней, пятой мины вовсе не означает, что теперь можно безопасно передвигаться по полю. К электронному блоку НВУ-П может быть присоединен еще один блок с пятью минами, а к нему — следующий и т. д. (так называемое соединение блоков в каскад). После взрыва пятой мины очередного блока в работу включится следующий блок. Впрочем, это вовсе не означает, что минное поле из НВУ-П будет оставаться непроходимым, пока не откажут источники питания. Электронные блоки можно приводить в боевое и безопасное положение с пульта управления. Поставив минное поле «на паузу», саперы могут свободно ходить по нему, устанавливая новые мины взамен взорвавшихся. Кроме мин ОЗМ-72 можно подключать в НВУ-П любые другие мины, которые имеют гнезда для накольных запалов или электродетонаторов. По некоторым данным, именно с помощью НВУ-П в течение обеих чеченских войн охранялась главная база федеральных сил в Ханкале. Более поздний вариант комплекта «Охота» НВУ-ПМ имеет таймер, который ежедневно отключает блок в определенные часы. Тот, кто знает расписание работы таймеров минного поля, может безопасно пересекать его.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Китайская электроника

Список современных мин, использующих последние достижения электроники, не исчерпывается лишь TM-83 и комплектом НВУ-П. Электроника широко используется и в минах, внешне похожих на традиционные.

Например, китайская противопехотная нажимная фугасная мина Тип 72В внешне ничем не отличается от своей «сестры» — противопехотной фугасной мины нажимного действия с механическим взрывателем Тип 72. Единственное внешнее различие состоит в том, что у Тип 72 на конце предохранительной чеки подвешено колечко круглой формы, а у Тип 72В — треугольной. Как только предохранительная чека будет выдернута, смертоносных «сестричек» не различит ни один сапер. А вот начинка у них разная. В Тип 72В используется весьма сложная электронная микропроцессорная схема. Она отсчитает 5 минут с момента извлечения чеки, прежде чем приведет мину в боевое положение, и запомнит положение мины в пространстве. Микропроцессор взорвет мину, если кто-то попытается сдвинуть с места или наклонить ее. Он следит за тем, чтобы мина сработала, если на нее будет положен предмет массой не менее 25 кг, но и не более 100 кг, а по истечении заданного отрезка времени выдаст команду на ее самоуничтожение. Обмануть мину не под силу даже катковому тралу — его масса намного больше 100 кг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вечная борьба

Однако и у этих современных мин есть уязвимые места. Самое слабое — источники питания. Не существует батарей, которые не разряжаются. Впрочем, литиевые батареи в часах служат по полтора-два года, а схемы многих мин потребляют энергии немногим больше, нежели часы. Два года — это более чем достаточно, чтобы надобность в минном поле отпала. С питанием связаны и температурные ограничения. В наших северных широтах при -30оС батареи питания быстро выходят из строя.

Наличие электронной схемы в мине дает возможность обнаруживать некоторые из них с помощью специальных миноискателей (например, российского ИНМ), которые настроены на поиск любых электронных схем.

Мины нового поколения, оснащенные микропроцессорами, по сути, превращаются в оружие, обладающее разумом. Это наносит тяжелейший удар по средствам контрминной борьбы. Борьба с такими минами становится практически невозможной: мина обнаруживает своего врага и уничтожает его гораздо раньше, чем будет обнаружена сама. Но все же решение проблемы существует — это ВМГЧ, взрывомагнитные генераторы частоты. Рассказ о них вы найдете в следующих номерах журнала.