Правда ли, что американские истребители не могут выполнить «Кобру Пугачева»?

Существует достаточно распространенный миф, гласящий, что одну из самых известных и зрелищных фигур высшего пилотажа — «Кобру Пугачева» — могут выполнить только отечественные истребители. На самом деле, это не совсем так: например, американский палубный многоцелевой истребитель McDonnell Douglas F/A-18 Hornet способен показать очень похожий маневр с полутора тоннами ракет, расположенными под крылом.
Нажми и смотри

Приведенное выше видео — достаточно старое, это запись демонстрационных полетов, где показывалась высочайшая маневренность проверенного временем «Шершня» в боевых условиях. Отечественные самолеты почти на каждом авиашоу демонстрируют «кобру», но делают это без ракет или иных боеприпасов на подвеске. И это при том, что зачастую необходимость столь необычного маневра объясняется возможностью так уклониться от огня противника в ближнем бою или не дать ему нацелить ракеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ранее упоминалась и возможность «увернуться» от ракет, однако данная версия несостоятельна, так как пилот, скорее всего, не успеет среагировать на подлет боеприпаса вовремя, а даже если и заметит его приближение, то из радиуса поражения боеголовки выйти не успеет.

На каждом авиашоу отечественные самолеты показывают трюк «кобра», однако делают это без подвешенных ракет или других боеприпасов
На каждом авиашоу отечественные самолеты показывают трюк «кобра», однако делают это без подвешенных ракет или других боеприпасов
hdpic.club
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее, справедливым будет заметить, что выполняемые F-18 на записи трюки — не совсем «кобра» в том виде, как ее показывают российские истребители семейства Су-27. Дело в том, что школы высшего пилотажа сильно отличаются между странами. Чтобы понять эти различия, обратимся к истории «Кобры Пугачева».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Кобра Пугачева»: история легендарного полета

Впервые публика увидела это зрелищное представление на Авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 в исполнении советского пилота Виктора Пугачева. Несмотря на то, что он не был первым летчиком, сделавшим «кобру», фигуру высшего пилотажа назвали его именем. На самом деле, ее «открывали» трижды и лишь раз намеренно.

В конце 1970-х, в СССР пионером стал Игорь Волк, когда из-за его ошибки Су-27 вышел на закритические углы атаки и электродистанционная система управления (ЭДСУ) самолета перестала функционировать. Чтобы спасти машину, Волк отключил автоматику управления рулями и обнаружил, что истребитель самостоятельно вернулся к горизонтальному полету. Позднее, маневр не раз совершался намеренно и появилась инструкция для его выполнения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Первая «кобра» публично была исполнена советским пилотом Виктором Пугачевым
Первая «кобра» публично была исполнена советским пилотом Виктором Пугачевым
Wikipedia

Смог ли еще кто-нибудь в мире повторить фигуру высшего пилотажа?

В 1967 году «кобру» случайно исполнил сирийский летчик Мухаммад Мансур во время обкатки советских Миг-21. «Маневр нулевой скорости» пытались применять в воздушном бою в ходе арабо-израильской войны 1973 года, однако данных по его эффективности в открытых источниках нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В 1967 году Мухаммад Мансур, сирийский летчик, сам того не понимая, исполнил «кобру Пугачева» во время обкатки советских Миг-21
В 1967 году Мухаммад Мансур, сирийский летчик, сам того не понимая, исполнил «кобру Пугачева» во время обкатки советских Миг-21
aeronavtika.com

Судя по всему, раньше всех эту фигуру высшего пилотажа именно придумали, а не обнаружили случайно, шведские летчики в конце 1950-х. Они пытались обуздать сложный в управлении неустойчивый в полете истребитель Saab 35.

Эта машина во многом опередила свое время, а ее испытания были омрачены несколькими смертями. Чтобы как-то противостоять падению подъемной силы крыла самолета при больших углах атаки, пилоты разработали ряд действий, которые со стороны выглядели как постановка самолета вертикально носом вверх на короткое время. От этого и пошло шведское название — kort parad («короткий парад», ведь машина будто встает по стойке «смирно»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В силу секретности и в обстановке холодной войны об изобретении шведов никто и не мог узнать, так что неудивительна ассоциация «Кобры Пугачева» с советскими истребителями, которые первыми показали этот маневр на публике. Описание фигуры высшего пилотажа не содержит строгих требований к максимальному углу атаки, главное, чтобы он был 90 градусов и больше.

Экспериментальный Су-37 с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением может фактически лететь хвостом вперед некоторое время (угол атаки 150-180 градусов). В целом, «стоять на хвосте без набора высоты» может большое количество современных самолетов, включая F-35 и F-22, а также разработанный на пару лет раньше чем Су-27 многоцелевой истребитель-штурмовик F/A-18.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фигуры высшего пилотажа включают в себя виражи, петли, туннели, циклоны и другие сложные маневры, которые требуют высоких навыков и опыта от пилота
Фигуры высшего пилотажа включают в себя виражи, петли, туннели, циклоны и другие сложные маневры, которые требуют высоких навыков и опыта от пилота
researchgate.net

Вопрос боевого применения «кобры» не раз обсуждался и единого мнения нет. Некоторые эксперты и летчики утверждают, что такой резкий сброс скорости может быть полезен в реальном бою и есть положительные примеры. Однако Петр Денейкин, бывший главком ВВС СССР и России, заявлял, что эта информация сильно преувеличена и кроме как для шоу, данный фокус не подходит. Американские военные специалисты крайне сдержанно относятся к идее использования фигур высшего пилотажа в реальном бою.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Насчет исполнения «кобры Пугачева» в реальных боевых действиях существуют полярные мнения летчиков и экспертов
Насчет исполнения «кобры Пугачева» в реальных боевых действиях существуют полярные мнения летчиков и экспертов
aeronavtika.com

Стиль ведения военных действий ВВС США предполагает уничтожение авиации противника на дальней дистанции, как наиболее безопасный. Для реализации этого истребители никогда не сражаются без поддержки самолетами ДРЛО и тщательной всесторонней разведки. А с точки зрения ухода от преследователя и попытки атаковать его, гораздо более практичным является маневр Хербста — J-образный разворот с небольшим набором высоты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как прошел перелет истребителей: рассказывает Пугачев

В 2019 году Виктор Пугачев поделился с телеканалом «Звезда» тем, как эксперты, журналисты и другие присутствующие на мероприятии отреагировали на перелет советских истребителей. Тогда они преодолели путь из Москвы в Париж без промежуточных посадок и показали настоящую «Кобру Пугачева».

Виктор Пугачев рассказал, как на Ле-Бурже прошли первые полеты самолетов «Сухого»
Виктор Пугачев рассказал, как на Ле-Бурже прошли первые полеты самолетов «Сухого»
tvzvezda.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впервые в истории на международном авиационном салоне были представлены советские самолеты «Сухого». Это вызвало массу вопросов и удивления у журналистов и специалистов. Никто не ожидал увидеть как теперь называют «фигуру высшего пилотажа», которые были заложены в самолет Су-27 и вообще в авиационную промышленность страны.

Когда летчики-испытатели прилетели на авиасалон, они были встречены с большим интересом. Многие задавали вопросы о том, как им удалось прилететь без промежуточных посадок из Москвы в Париж. Демонстрация самолетов Су-27 и МиГ-29 показала всему миру, что советская авиационная промышленность достигла высочайшего уровня развития. Эти самолеты стали символом мощи и технологического превосходства советской авиации

«Демонстрация самолетов Су-27 и МиГ-29 — самолетов четвертого поколения высокоманевренных — показала миру наши авиационные технологии. До этого действительно было такое представление, что в Советском Союзе таких самолетов нет. Когда они увидели наши первые тренировочные полеты, им стало ясно, что мы представляем истребители поколения на 10-15 лет вперед».
Виктор Пугачев
Исполнение «Кобры» на авиасалоне Ле-Бурже в Париже впечатлил экспертов и журналистов
Исполнение «Кобры» на авиасалоне Ле-Бурже в Париже впечатлил экспертов и журналистов
tvzvezda.ru

Летчик-испытатель после своего триумфа на Ле-Бурже совершил еще одно невероятное достижение. Он впервые смог посадить тяжелый истребитель на палубу советского авианосца «Тбилиси», который впоследствии был переименован в «Адмирал Кузнецов». За этот героический эпизод летчику-испытателю Пугачеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В общей сложности, он установил 13 мировых рекордов.