Как российские суда-гиганты покоряют льды Арктики
В 2019 году «ПМ» рассказывала о монтаже гигантского козлового крана «Голиаф» на верфи ССК «Звезда» (г. Большой Камень, Приморский край). Благодаря этому крану и другой технике «Звезда» на сегодня является единственным судостроительным предприятием, осуществляющим крупноблочную сборку корабельных корпусов. Тот кран, о котором мы писали, был закуплен для производства танкеров класса Aframax, а также танкеров ледового класса Arc6 и Arc7 и других судов, нацеленных на арктические маршруты. Теперь «Голиафу» не одиноко: у него появился близнец. Второй кран встал над строящимся сухим доком. Сухой док – это своего рода шлюз, заполняемый водой, когда построенному на стапелях судну предстоит совершить выход в водную стихию. Сухой док обычно используется для очень больших судов. Например, таких, как ледокол «Лидер» – самое мощное в истории ледокольное судно с фантастическими возможностями. Но, прежде чем рассказать о нем, зададимся вопросом: а можно ли арктическому торговому флоту обойтись без ледоколов?
Подводная альтернатива
О том, что подводные лодки – это прежде всего оружие, мы знаем из романов Жюля Верна. «Наутилус» таранил своих врагов еще в те времена, когда настоящих военных субмарин не существовало. Неудивительно, что за последнее столетие ни одной подводной лодки, изначально предназначенной именно для перевозки грузов, построено не было. Но пару примеров, относящихся к более ранней эпохе, привести все же можно.
В разгар Первой мировой Германия, зажатая на континенте между государствами Антанты (Британия, Франция, Россия), постоянно испытывала дефицит разнообразных ресурсов и промышленных продуктов. Все недостающее можно было купить в Америке, которая до поры до времени сохраняла нейтралитет, но как торговым кораблям пробиться через военно-морскую блокаду? Тогда-то немцы и построили две субмарины – Deutschland и Bremen, изначально оборудованные для перевозки грузов, а не для вoйны. В свою первую экспедицию Deutschland отправилась 23 июня 1916 года с грузом химических красок, лекарств и почты. Янки не хотели брать немецкую валюту и предпочитали бартер. Благополучно пройдя Ла-Манш и оставшись незамеченной для британского флота, лодка прибыла 8 июля в Балтимор, разгрузилась и приняла на борт груз резины, никеля и олова. 25 августа субмарина благополучно прибыла в порт Бремерхафен. Интересно, что долгий путь в 15 649 км включал в себя лишь небольшой участок (352 км), когда судно двигалось в подводном положении. Лодке Deutschland удалось еще раз успешно сплавать в Америку, пока последняя не вступила в вoйну на стороне Антанты. А вот «Бремену» повезло меньше. В августе 1916-го субмарина отправилась к американским берегам, но так их и не достигла. Судьба ее неизвестна.
После этого попытки перевозить грузы на подводных лодках, конечно, предпринимались, например итальянцами во время Второй мировой, однако все это были суда, построенные изначально как военные. Это неудивительно. Надводное судно проще подводного, и уходить грузовой субмарине в толщу моря имеет смысл только в двух случаях: для преодоления морской блокады или... для прохода подо льдами Арктики. Для России, как ни для какой другой страны мира, последняя задача оказалась наиболее актуальной. В Советском Союзе всерьез задумались о конструировании атомных грузовых подводных лодок еще в 1950-е годы именно в качестве альтернативы танкерам и другим судам, нуждающимся в ледокольной проводке. Тогда такой вариант был признан экономически невыгодным.
От «Тайфуна» к «Пилигриму»
К теме вернулись уже в постсоветские времена, когда ЦКБ МТ «Рубин» разработало проект переоснащения в транспортные суда списываемых подводных лодок проекта 941 («Тайфун»). Идея состояла в том, чтобы полностью вырезать из лодки ракетный отсек, заменив его грузовым с массой груза до 15 000 т. Должного финансирования проект не получил и благополучно остался в истории. Однако в наши дни тема вновь стала актуальной и уже вовсе не в связи с конверсией боевых кораблей.
В уходящем году санкт-петербургское КБ «Малахит» объявило о работах над подводным атомным газовозом «Пилигрим» и даже представило видео с компьютерной графикой, где показано, как будет выглядеть перспективный ядерный газовоз. Проект ориентирован на перевозку сжиженного природного газа (СПГ) с предприятия «Ямал СПГ». Сейчас основным средством доставки СПГ с полярной фабрики потребителю считаются имеющие высокий ледовый класс танкеры типа Yamalmax, однако бороться со льдами круглогодично и самостоятельно (без помощи ледокола) этот тип судов не способен. «Малахит» предлагает альтернативу, не зависящую от ледовой обстановки, и при скорости подводного судна около 17 узлов 30%-ное сокращение времени доставки груза потребителю.
Подводный транспорт, согласно проекту, будет иметь уплощенную форму, колоссальную длину 350 м и ширину 70 м. Он сможет принять на борт 180 тыс. кубометров сырья. Yamalmax короче, имеет меньшую вместимость, и хоть на чистой воде шустрее «Пилигрима», но при самостоятельном прохождении через льды толщиной не более 1,5 м движется не быстрее 5,5 узла. Двигаться и маневрировать под водой и над водой атомный газовоз сможет при помощи трех гребных винтов и восемь водометов – все с электрическими приводами. Электричество будет вырабатываться с помощью парогенераторов, питающихся нагретой водой от атомных реакторов «Ритм-200». Водно-водяной «Ритм-200» спроектирован в ОКБМ им. Африкантова (Нижний Новгород) специально для гражданского применения. О сроках, когда подводный атомный танкер будет построен, ничего не сообщается, поэтому стопроцентной уверенности в том, что проект воплотят в жизнь, нет.
Когда льды не преграда
Но абсолютно точно «Ритм-200» будет работать в сердце трех 60-мегаваттных ледоколов проекта 22220. В постройке находятся три ледокола: «Арктика», «Урал» и «Сибирь» – все три уже спущены на воду и достраиваются. Эти суда несколько мощнее своих советских предшественников (например, старая «Арктика» имела мощность 55 МВт против 60 МВт у новой), а кроме того, их ледопроходимость будет увеличена с 2,25 м (у той же старой «Арктики») до 2,6 м. Об исключительной важности полуострова Ямал уже говорилось, и специфика этого географического объекта такова, что с востока его омывает залив Обская губа. Это вроде бы море, но не совсем. Фактически Обская губа является эстуарием (затопленным морской водой устьем) сибирских рек Обь и Таз, и глубины там не морские. Для прохождения во льдах в устье Оби и Таза Россия использовала ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» финской постройки с российскими атомными реакторами. Ледоколы проекта 22220 изначально спроектированы, как двухосадочные, способные работать и в открытом море, и в неглубоких заливах. Правда, на борту их будет установлено по два «Ритма-200», а не по три, как предполагается у подводного газовоза.
Гражданские атомные суда (плюс плавучая АЭС «Академик Ломоносов») всегда были прерогативой Балтийского завода в Санкт-Петербурге, но программа арктического судостроения настолько обширна, что вряд ли ее смогло бы потянуть одно предприятие. И тут мы возвращаемся к ССК «Звезда» в Приморье с его огромным сухим доком и гигантскими кранами.
Если говорить официально, то проект ледоколов типа «Лидер» имеет индекс 10510, конкретные модели получат наименования ЛК-110Я, ЛК-120Я, где цифры будут означать мощность силовой установки в мегаваттах, а буква «Я» засвидетельствует использование ядерного реактора. Точнее, двух установок «Ритм-400» на судно. Разработчиком сверхмощных ледоколов (в два раза превышающих по мощности новейшие суда, спущенные на воду Балтийским заводом) является ЦКБ «Айсберг», сотрудничавшее с КБ Африкантова и главным российским судостроительным «мозговым трестом» – Крыловским центром в Санкт-Петербурге. По доступному для менее мощных ледоколов льду толщиной два метра гигант сможет двигаться с феноменальной скоростью 12 узлов. Но в отличие от младших собратьев «Лидеру» по зубам и четырехметровый лед, так что фактически нет в Арктике такого ледового поля, которое не преодолеет новый российский ледокол. Судно может находиться в автономном плавании 8 месяцев, а его ресурс рассчитан на 40 лет. И вот что еще интересно. Растущий в современном мире интерес к Арктике и ее ресурсам в конце концов может привести и к силовому соперничеству в регионе. Поэтому обсуждается вопрос о возможном размещении на борту судна ракетного вооружения, в том числе средств ПВО в особый период. Это же предусматривалось и для советских ледоколов старшего поколения. Но в целом и проект «Лидер», и ледоколы проекта 22220 рассчитаны на гражданское применение. У военных есть своя ледокольная программа – проект дизель-электрических ледоколов 21180. Ее первенцем стал ледокол «Илья Муромец».