Зачем США понадобился невидимый бомбардировщик XXI века
Историю создания B-2 Spirit даже многие гордящиеся отечественной авиацией американцы называют бессмысленной и авантюрной, а сам самолет – бесполезным. Американским налогоплательщикам каждый из 21-го выпущенного бомбардировщика обошелся более чем в миллиард долларов, а с учетом опытно-конструкторских работ, более чем в два миллиарда. При этом «работы» ему банально не нашлось. Благодаря используемым в его конструкции стелс-технологиям, он должен был прорывать советскую систему ПВО. Но на тот момент, когда самолет начал поступать в войска, СССР уже не было.
Критиковали B-2 не только за его фантастическую стоимость, но и за стелс-характеристики, которые оказались не такими уж и выдающимися, как обещала компания-производитель Northrop Grumman. Техническое обслуживание самолета также влетало в серьезную копеечку, достаточно сказать, что для его хранения использовались ангары с системой кондиционирования воздуха, иначе могло пострадать радиопоглощающее покрытие фюзеляжа.
В тех немногих войнах постсоветского периода, где использовался B-2, он, в целом, проявил себя как обычный бомбардировщик, выполняя всю ту же работу, которую за него вполне мог сделать не такой дорогостоящий и сложный в обслуживании ветеран В-52. Казалось бы, возвращаться к теме создания аналогичного самолета никто больше не решится, однако на сцену опять вышла компания Northrop Grumman, которая в 2015 году получила контракт на разработку и производство бомбардировщика B-21 Raider.
На сей раз заранее было оговорено, что цена одного бомбардировщика не должна превышать 550 миллионов долларов. Впрочем, когда-то и за B-2 Northrop Grumman просила вполне адекватную цену, но все получилось совсем не так, как рассчитывали. Или, может быть, как раз так, как и рассчитывали американские производители оружия, отличающиеся неуемными аппетитами.
О новом бомбардировщике известно пока очень мало. Скорее всего, он также как и B-2 будет построен по схеме «летающее крыло». Самолет предназначен для преодоления системы ПВО противника и проникновения на большие расстояния вглубь вражеской территории. По словам заместителя начальника штаба ВВС США генерала Стивена Вилсона, первый полет предсерийного прототипа бомбардировщика пройдет в начале декабря 2021 года, и, начиная с 2025 года, машина начнет поступать на вооружение.
К середине 2030-х годов на вооружении ВВС США планируется оставить два типа бомбардировщиков, одним из которых как раз и будет B-21. Ещё один момент, который должен положительно сказаться на цене самолета, это использование двигателей Pratt & Whitney F135 – точно такие же устанавливаются на истребители F-35 Lightning II, что упростит работу технического персонала. Судя по всему, B-21 будет меньше и легче своего старшего собрата B-21, но универсальнее. В частности, он будет способен решать широкий спектр боевых задач благодаря разнообразным «умным» системам и оружию как уже имеющемуся в номенклатуре, так и перспективному.