Как Китай и Пакистан покоряют небо: неожиданный успех JF-17 Thunder
Первоначально о повышенном интересе со стороны иностранных клиентов к JF-17 Thunder сообщали СМИ Китая и Пакистана, что, в общем-то, понятно: себя не похвалишь, никто не похвалит. Однако истребитель понравился военным из других стран, в частности, Египта. Более того, египетские ВВС готовы сделать JF-17 едва ли не самым массовым своим истребителем, ведь речь идет о закупке как минимум 100 самолетов. Если это произойдет, то китайско-пакистанский истребитель станет вторым по численности в египетских ВВС после американского F-16.
JF-17 Thunder, имеющий в Китае обозначение FC-1, появился на свет в результате тесной китайско-пакистанской кооперации. Китайская авиастроительная компания Chengdu Aircraft Corporation в конце девяностых годов решила провести глубокую модернизацию советского МиГ-21, приблизив его возможности к самолетам 4 поколения. На вооружении ВВС Народно-освободительной армии Китая этот самолет принимать не планировалось, и предлагаться он должен был исключительно зарубежным заказчикам. Интерес к самолету проявил Пакистан, который взял на себя значительную часть финансирования проекта, а взамен получит от китайской стороны технологии, поддержку и право выпускать самолет на своей территории. Также пакистанская сторона получила право экспортировать JF-17.
25 августа 2003 года предсерийный самолет, выпущенный на заводе Chengdu Aircraft, совершил первый полет, а эксплуатация истребителя началась четыре года спустя. Первая партия FC-1/JF-17 была изготовлена в Китае, а затем выпуск машины начался в пакистанском городе Камра на заводе совместного предприятия Chengdu Aircraft и компании Pakistan Aeronautical Complex. Грубо говоря, комплектующие для самолета поступали из Китая, России (двигатель РД-33) и нескольких других стран, а в Камра осуществлялась только финальная сборка истребителей. Такой подход устраивал абсолютно всех: Пакистан за относительно небольшие сроки и без серьезных финансовых вложений (чуть более 500 миллионов долларов) превратился в страну, располагающую современным авиапромом и выпускающей вполне конкурентоспособный истребитель. Китайская сторона выгодно продала не только не самые современные технологии, но и исправно снабжала партнеров комплектующими, Россия также не осталась внакладе, найдя стабильный рынок сбыта двигателей РД-33.
Характеристики JF-17 Thunder не поражали воображение в начале нулевых годов, тем более не поражают сейчас. Длина машины составляет 17,97 метра, размах крыльев – 9,46 метра, максимальная взлетная масса – 12 800 кг, масса нагрузки – 3600 кг, радиус действия – 1350 км, максимальная скорость 1910 км/ч, потолок – 15 200 метров. Как видно, эти типичный представитель легких однодвигательных истребителей, единственным по-настоящему сильным козырем которого является его цена: последняя модификация JF-17 стоит чуть более 25 миллионов долларов, что примерно на 40% меньше цены F-16D, состоящих на вооружении ВВС Пакистана. При этом, по уверениям разработчиков, последние модификации JF-17 практически ни в чем не уступают американскому истребителю.
До недавних пор подтвердить или опровергнуть это утверждение было нельзя, но 27 февраля текущего года в небе над Кашмиром сцепились индийские и пакистанские истребители. Индийская сторона утверждает, что их старенький МиГ-21 сумел сбить пакистанский F-16, но сам был сбит своим прямым потомком JF-17. Пакистанская сторона категорически отрицает потерю F-16, и до небес превозносит боевые качества JF-17. Хотя, если честно, сбитие им МиГ-21, поступившего на вооружение ещё в конце пятидесятых годов, сложно назвать выдающимся достижением. Тем не менее, JF-17 открыл боевой счет, что было отмечено многими потенциальными покупателями.
К числу клиентов до недавних пор относились Азербайджан и Шри-Ланка, но, судя по всему, вторым, после Пакистана, оператором этого самолета станет Египет. Который может модернизировать свой истребительный авиапарк за относительно небольшие деньги. Пакистанская сторона обещает также недорогое обучение египетских пилотов, также может быть рассмотрен вопрос об открытии в стране пирамид завода по выпуску запчастей для самолета. Не стоит забывать, что Египет традиционно пользуется поддержкой Саудовской Аравии, которая нередко берет на себя часть военных расходов египтян. Например, Саудовская Аравия внесла значительную часть средств за вертолетоносцы «Мистраль» и вполне может оплатить часть контракта с Пакистаном, особенно учитывая тот факт, что самолет выпускается в исламской стране, что будет играть далеко не последнюю роль при заключении контракта. Так что JF-17 могут достаться Египту по очень низкой цене.
Для китайского, не говоря уж про пакистанский авиапром, сделка с Египтом станет выдающимся достижением. Ведь никогда ещё ни один китайский самолет не поставлялся на экспорт в таких количествах. А для всех других стран, включая Россию, это должно стать тревожным сигналом, потому что безвозвратно прошли те времена, когда на мировом авиационном рынке доминировали американские, советские, российские и западноевропейские самолеты. Теперь на этот рынок выходит такой сильный игрок как Китай, и отныне с этим фактом нельзя не считаться. Грядущий контракт с Египтом подтверждает также мнение ряда экспертов, которые давно утверждали, что странам, выпускающим военные самолеты необходимо иметь легкий однодвигательный и недорогой истребитель, ориентированный на экспорт. В мире не так много стран, кто может себе позволить дорогостоящую авиатехнику, однако немало стран, которые готовы купить недорогие новые, а не «бэушные» самолеты.