Черная акула: как был устроен легендарный советский вертолет, которому до совершенства не хватало только ИИ

В 1976 году в КБ Камова, под руководством советского конструктора Сергея Михеева началась разработка ударного вертолета Ка-50. По степени и смелости закладываемых в него конструкторских решений, он стал поистине уникальной машиной, из-за чего его судьба сложилась неудачно: на вооружение его приняли, но в войсках его нет. Несмотря на то, что вертолету удалось повоевать во второй чеченской кампании, и он получил положительные отзывы летчиков, производство было прекращено в 2009 году: всего было выпущено 17 вертолетов, включая предсерийные образцы. Почему же так получилось?
Черная акула: как был устроен легендарный советский вертолет, которому до совершенства не хватало только ИИ
Wikimedia Commons / Sergey Ryabtsev

Дело в том, что конструкторы хотели сделать вертолет настолько совершенным, что банально не рассчитали возможности промышленности и развитие электроники на тот момент. Ка-50 изначально разрабатывался как одноместный ударный вертолет, хотя во всем мире от такой схемы отказались все, включая американцев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К плюсам одноместной схемы можно отнести: меньшую массу вертолета, вызванную в том числе меньшим использованием брони, защищать которой приходится всего одного, а не двух летчиков. Вдвое сокращалась стоимость обучения пилотов, а в случае потери вертолета и гибели экипажа, погибал один пилот, а не двое.

Вместе с тем возникала неизбежная проблема – как одному летчику одновременно пилотировать вертолет и использовать комплекс вооружения? У пилота всего две руки и одна голова, а в бою ему пришлось бы быть и летчиком, и оператором вооружения, и поддерживать связь с наземными подразделениями и делать еще много чего, что в других ударных вертолетах обычно делают два члена экипажа.

Решить эту проблему были призваны новейший прицельно-навигационный комплекс, система автоматизация полета и обмена тактической информацией, кроме того, планировалось, что Ка-50 будут выводить на цель вертолеты разведки и целеуказания Ка-29. Впоследствии, именно так действовали оба вертолета в Чечне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Грубо говоря, Ка-50 должен был, используя свои выдающиеся скоростные и маневренные качества, получить «наводку» от Ка-29, оперативно выйти на цель, нанести удар быстро покинуть опасный район, пока противник не пришел в себя и не задействовал средства ПВО.

Два вертолета Ка-50 воевали во время Чеченской войны
Два вертолета Ка-50 воевали во время Чеченской войны
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1980 году КБ Камова и Миля одновременно начали разработку ударных вертолетов по спецификациях военных и в результате создали две абсолютно разные машины. Причем в 1986 году Ка-50 на испытаниях больше понравился военным, чем Ми-28, однако в войска пошла милевская машина, а вот Ка-50 пришлось пережить трансформацию в фактически новый вертолет Ка-52. Но, повторимся, сначала именно Ка-50 был объявлен победителем конкурса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полная взлетная масса «Черной акулы» достигала 10,8 тонн, масса нагрузки – 2,8 т, максимальная скорость – 350 км/ч, но при пологом пикировании Ка-50 мог разогнаться до 390 км/ч, что делало его самым быстрым серийным вертолетом в мире. Применение соосной схемы обеспечивало ему выдающуюся маневренность: он мог делать «мертвую петлю» без разгона и летать задом на скорости 90 км/ч. А во время одного боевого вылета в Чечне вертолет, уходя от столкновения с препятствием, продемонстрировал поистине самолетную скороподъемность – 30 м/сек.

Впервые в мире вертолет оборудовали катапультным креслом: в случае возникновения аварийной ситуации лопасти несущих винтов отстреливались, и летчик мог катапультироваться на скорости до 400 км/ч на любой высоте. Пилота защищала двухслойная алюминиево-стальная броня выдерживающая попадание бронебойных пуль калибра 12,7 мм, также бронировались все жизненно важные узлы вертолета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По бокам фюзеляжа в отдельных мотогондолах были установлены два газотурбинных двигателя ТВ3-117К совокупной мощностью 4400 л.с. со специальными экранно-выхлопными устройствами для снижения тепловой заметности. С подвесными баками вертолет мог пролететь 1100 километров, динамический потолок составлял 5500 метров.

Один из главных минусов первый версий «Черной акулы» — сталкивание несущих винтов между собой
Один из главных минусов первый версий «Черной акулы» — сталкивание несущих винтов между собой
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К минусам Ка-52, который на западе называли «оборотень» или «обманщик», можно было отнести «перехлест» несущих винтов при выполнении определенных маневров, из-за чего разбились два предсерийных вертолета. При эксплуатации летчикам не рекомендовалось выходить на критические режимы полета, хотя, после устранения проблем, перехлеста винтов больше не наблюдалось. Вооружение Ка-50 состояло из 30-мм пушки, неуправляемых ракет, авиабомб, ПТУР и ракет «воздух-воздух».

Несмотря на всю революционность, на определенном этапе Ка-50 перестал удовлетворять военных именно в силу своей... революционности! Использование вертолета-целеуказателя Ка-29 было признано неудобным и снижающим тактические возможности Ка-50, летчику которого, несмотря на обилие всевозможных вспомогательных систем, одному все же было трудно выполнять сразу несколько задач.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому было принято решение дополнить экипаж оператором, что потребовало переделки вертолета из одноместной в двухместную машину. Так появился на свет Ка-52, который по множеству узлов и агрегатов унифицирован с Ка-50.

Именно «Черная акула» в значительной мере удовлетворял требованиям военных, а Ка-50 было решено снять с вооружения после выработки ресурса. Тем не менее, не стоит говорить о том, что одноместные ударные вертолеты не имеют права на жизнь. Однозначно имеют и можно не сомневаться, что подобные вертолеты скоро появятся. По мере развития искусственного интеллекта, вполне будет возможно заменить второго пилота «виртуальным», а вскоре и сами вертолеты станут беспилотниками.

Ка-50 сильно опередил свое время: в 80-90 годы прошлого века развитие электроники и автономных систем банально не позволяло создать некое подобие виртуального «помощника» летчику, которому так и приходилось большинство задач решать самостоятельно: и вертолетом управлять, и применять оружие, попутно выполняя множество второстепенных функций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как бы то ни было, Ка-50 навсегда вошел в историю отечественного и мирового вертолетостроения как революционная машина, на которой был использован целый ряд инновационных разработок, значительно опередивших свое время.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Характеристики Ка-50

  • Экипаж: 1 человек;
  • Скорость в пологом пикировании: 390 км/ч;
  • Максимальная взлетная масса: 10,8 т;
  • Нормальная взлетная масса: 9,8 т;
  • Масса пустого вертолета: 7,7 т;
  • Масса боевой нагрузки: 2,8 т;
  • Максимальная скорость в горизонтальном полете: 350 км/ч;
  • Крейсерская скорость: 290 км/ч;
  • Вертикальная скороподъемность на высоте 2500 м: 10 м/с;
  • Статический потолок: 4000 м;
  • Динамический потолок: 5500 м;
  • Перегоночная дальность: 1200 км;
  • Дальность действия: 450 км;
  • Диаметр несущих винтов: 14,5 м;
  • Длина с вращающимися винтами: 16 м;
  • Высота: 4,93 м;
  • Двигатель: ГТД ТВЗ-117;
  • Мощность двигателя: 2 по 2200 лошадиных сил;
  • Встроенное пушечное вооружение: один 30-мм 2А42;
  • Точки подвески: 4;
  • Масса подвески: 2000 кг;
  • Подвесное пушечное вооружение: две 23-мм пушки УПК–23–250;
  • Неуправляемое ракетное вооружение: пять НАР С-13 — 2, двадцать НАР С-8 — 4, один тяжёлый НУРС С-24;
  • Управляемое ракетное вооружение: ПТУР «Вихрь», Ракеты «Воздух-воздух» (Игла-B, Р-73), Бомбовое (ФАБ-500, ФАБ-250, ФАБ-120, ФАБ-100, КМГУ-2, ЗБ-500, РБК-500, РБК-250).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Российский боевой вертолет КА-50 «Черная акула». Видео.

Нажми и смотри

Модификации «Черной акулы»

  • B-80. Летные прототипы. Последний экземпляр «эталон» снимался в фильме «Черная акула». Два нелетных экземпляра были собраны специально для проведения испытаний;
  • Ка-50. Собственно, сама серийная модификация, так называемая «Черная акула». В кодификации НАТО значится как Hokum A;
  • Ка-50Н. Прототип ночной модификации. Отличался от исходной версии специальными гиростабилизированными оптико-электронными системами, вмонтированными в подфюзеляжной носовой части;
  • Ка-50Ш. Первоначальный прототип ночной модификации. Изначально имел название «Ночная акула». В этой модификации было множество изменений в носовой части. Была добавлена аппаратура спутниковой навигации. Здесь же была установлена другая авионика кабины;
  • Ка-50-2 «Erdoğan». Прототип Ка-50, с тандемным расположением экипажа. Отличался улучшенным вооружением и электроникой. Модификация была создана для участия в тендере, который в 1997 году объявила Турция. В разработке принимали участие израильские специалисты;
  • Ка-52 «Аллигатор». Модифицированный ночной двухместный вариант. Предусматривался для использования как командирская машина военной авиации, способная осуществлять разведку, указывать цели и координировать действия группы боевых вертолетов. Помимо прочего, может быть использован в качество учебно-тренировочной машины.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вертолет Ка-52 — модифицированный двухместный вариант Ка-50
Вертолет Ка-52 — модифицированный двухместный вариант Ка-50
airliners.net

Ка-50 в играх и фильмах

В известной игре War Thunder Ка-50 представлен как вертолет премиум-класса. Он является универсальным оружием против наземных и воздушных единиц техники. Вертолет качественно проработан. На сайте игры даже есть статья, в которой точно описаны характеристики Ка-50 и технологии, с помощью которых он появился в War Thunder.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В серии DCS вертолет должен был появиться как один из видов техники. В игре Lock On Ка-50 должна была быть посвящена целая кампания, однако постепенно это превратилось в отдельную игру «DCS Ка-50: Чёрная акула».

А в 1993 году вышел фильм под названием «Чёрная акула». Действия фильма происходят в Афганистане во время войны. Местный мафиози начинает производство наркотиков на своем заводе, спецслужбы США хотят помешать этому, но у них плохо получается. Тогда и появляется Ка-50.