БРДМ-2: второе дыхание советской разведмашины
С 1963 года этих машин было выпущено без малого десять тысяч штук, и они до сих пор несут службу по всему миру. БРДМ-2, получившая в армии прозвище «бардак», выпускалась не только в СССР, но также в Польше, Чехословакии и Югославии, так что наклепать их смогли приличное количество. По ряду показателей, семитонная БРДМ-2 до сих пор устраивает военных, тем более, что подобные броневики в последние годы оказались весьма востребованными из-за идущих практически непрерывным потоком локальных конфликтов. В них машины подобного класса очень популярны и с успехом могут решать некоторые задачи, недоступные другой бронетехнике.
Однако возраст дает о себе знать: что хорошо смотрелось в шестидесятые-семидесятые годы, сейчас выглядит анахронизмом. Например, восьмицилиндровый бензиновый 140-сильный двигатель ГАЗ-41 и дополнительные четыре колеса с цепным приводом, расположенные в пределах колесной базы. Эти колеса опускаются с помощью гидравлических подъемников и, по задумке конструкторов, позволяли бы БРДМ-2 преодолевать окопы, рвы и прочее бездорожье. Однако на практике они использовались редко, к тому же для их привода происходил отбор мощности у двигателя, который был и так слабоват для семитонного «бардака».
Во время вoйны в Афганистане стало ясно, что бронирование машины неудовлетворительное. Семимиллиметровая бортовая броня, как и десятимиллиметровая башни, плохо «держали» попадания пуль калибра 7,62 мм, не говоря уже про пули калибра 12,7 мм: из крупнокалиберного пулемета ДШК БРДМ-2 можно было подбить с расстояния более километра. Минная защита как таковая вообще отсутствовала – любой подрыв практически гарантированно выводил машину из строя.
Зато БРДМ-2 имела вполне удовлетворительное вооружение: 14,5-мм пулемет КПВТ и 7,62-мм пулемет ПКТ. Для разведывательно-дозорной машины этого было вполне достаточно и теоретически позволяло ей выйти победителем из схватки с бронетранспортерами или БМП противника. Если, конечно, тактически грамотно выстроить бой.
При модернизации было решено отказаться от дополнительных четырех колес, а вместе с ними демонтировать гидравлические подъемники с коробкой отбора мощности двигателя. В ранее сплошных бортах были сделаны люки для экстренного покидания машины в случае ее выхода из строя, также благодаря этим люкам экипаж теперь быстрее занимает свои рабочие места. На бортах были укреплены дополнительные листы брони, что повысило защищенность. Древний бензиновый газовский мотор заменили дизельным двигателем, что увеличило дальность хода и снизило пожароопасность. 14,5-мм пулемет КПВТ снабдили стабилизатором, автоматом сопровождения цели и инфракрасным ночным прицелом. Обстановку вокруг машины теперь можно контролировать с помощью видеокамер, также БРДМ-2 получила современные средства связи. Единственное, что не удалось улучшить, так это противоминную защиту. Но, как показывает опыт модернизаций старой советской техники, для этого требуются кардинальные и дорогостоящие вмешательства в конструкцию, которые в полной мере себя все равно не оправдывают. Хороший уровень противоминной защиты достигается только тогда, когда этот параметр изначально закладывался в конструкцию машины, чем БРДМ-2 похвастать не может. В начале шестидесятых годов инженеры не могли предположить, что минная вoйна будет вестись с таким размахом, как это было в Афганистане или сейчас на Ближнем Востоке.
Если не рассматривать противоминную защиту, то все остальные характеристики БРДМ-2 удалось «подтянуть» к вполне приемлемому уровню. Несмотря на то, что машина служит 56 лет, этот солидный возраст не мешает ей оставаться вполне востребованной во многих армиях. Она и раньше справлялась с большинством своих обязанностей, но после модернизации сможет расширить круг выполняемых задач. В любом случае, модернизированная БРДМ-2 окажется в разы лучше всех тех самопальных «шушпанцеров», что во множестве клепают народные умельцы в Сирии, Ираке и Ливии. И уж совершенно точно она окажется многократно лучше вооруженных пикапов, так как последние для вoйны вообще-то не создавались, а вот БРДМ-2 была сделана как раз для ведения боевых действий.
Модернизированные БРДМ-2 поставляются в армии Лаоса и Киргизии, а для машин российской армии модернизация, судя по всему, не запланирована. У нас их должны заменить более современные механизмы, тем более, что они давно разработаны.