Тестируем настоящее оружие на виртуальном полигоне

Отведя глаз от прицела РПГ-7, я всматриваюсь в даль над полем Мулинского артиллерийского полигона. По правую руку от меня стоит полковник Валерий Владимирович Рябчук, и сейчас он здесь царь и бог.
Тестируем настоящее оружие на виртуальном полигоне

По его команде на горизонте появляются танки, над травой показываются головы предполагаемого противника, а в небе зависает вертолет. Одно краткое распоряжение — и направление ветра сменяется на противоположное, тучи сгущаются, разражаясь грозой, день сменяется ночью, а лето — зимой. Еще приказ — и мы взлетаем над полигоном, чтобы узреть театр военных действий с высоты птичьего полета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Те, кто бывал на полигоне в Мулино, без труда узнают его виртуальную копию. Мы находимся в просторном учебном классе перед большим экраном стрелкового тренажера, разработанного ОАО «НПО РусБИТех» по заказу Минобороны. Валерий Владимирович — один из разработчиков системы, которая включает в себя не только стрелковые симуляторы, но и тренажеры боевых машин, танков, артиллерии, средств ПВО.

Все эти комплексы будут располагаться в трех учебных корпусах общей площадью с три с половиной футбольных поля на настоящем полигоне в Мулино. Именно поэтому его изображение мы увидели на экране. Однако с тем же успехом в тренажеры могут быть загружены точные военные карты любой другой местности для отработки конкретных боевых задач. До 200 тренажеров могут работать сообща в едином виртуальном пространстве.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы познакомились с одним из девяти стрелковых тренажеров, предназначенных для подготовки мотострелковых и парашютно-десантных отделений, а также отделений морской пехоты. Валерий Владимирович рассказал нам об устройстве комплекса и дал несколько ценных уроков практической стрельбы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Приятная тяжесть

Качество изображения на экране приятно удивляет, особенно когда смотришь на него с четырехкратным увеличением через прицел снайперской винтовки и не находишь видимых огрехов. Количество и проработка мельчайших деталей сцены впечатляет. Деревья качаются, а трава под ногами колышется в точном соответствии с силой и направлением ветра. Пули, попадая в землю, выбивают фонтанчики пыли. Солнце рисует тени, форма которых зависит от заданного времени суток и даты в календаре. Закат окрашивает поле в теплые красно-желтые цвета, а ночь делает горизонт едва различимым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все это буйство красок отнюдь не баловство, а насущная необходимость, поясняет Валерий Владимирович. Полученные на тренажере навыки солдат должен легко и естественно переносить на реальный полигон. Этому способствуют и внушительные стереоколонки с сабвуферами.

Кроме вышеупомянутой снайперской винтовки СВД (прицел ПСО) передо мной лежат четыре автомата АК-74 или АК-74М, один из них с подствольным гранатометом ГП-30, пулемет ПКМ, РПГ-7 и автоматический станковый гранатомет АГС-17. Все это настоящее оружие, приведенное в соответствии с буквой закона «в состояние невозможности производства выстрела». Массогабаритные макеты для тренажера не подошли — они бы не выдержали интенсивных тренировочных нагрузок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А нагрузки здесь самые настоящие. В каждый автомат встроена пневматическая система: газовый баллон с давлением 200 атм, редуктор, клапаны. В момент выстрела сжатый воздух приводит в движение затворную группу с помощью штатного механизма отвода пороховых газов. Магазин можно набивать учебными патронами, нарушая балансировку оружия. Результат — абсолютно реалистичные ощущения от стрельбы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Нам удалось добиться 30−40% отдачи реального оружия, — говорит Валерий Владимирович, — и этого вполне достаточно: при стрельбе очередью цель уходит из целика». От себя добавлю, что после общения с учебным автоматом на плече остается отнюдь не виртуальный синяк. Аналогичная пневматика установлена в механизмы всех образцов оружия.

В стволах или прицелах (в зависимости от модели оружия) установлены лазеры. Лазерная точка на экране не видна глазу, зато ее положение с высокой точностью фиксирует видеокамера. Но попадание лазером в изображение БМП вовсе не означает поражение цели. Траектория снаряда рассчитывается с помощью математической модели, которая построена на основе реальных баллистических таблиц. Такие таблицы составляются для каждого вида оружия и описывают поправки прицела в зависимости от дистанции до цели, направления и скорости ветра, температуры и давления воздуха, вида патрона и температуры ствола (холодный или горячий).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно математическая модель, а также широчайшие возможности по изучению и анализу траекторий полета снарядов делают тренажер чрезвычайно эффективным средством обучения начальным навыкам стрельбы.

Убойная арифметика

Автоматический станковый гранатомет — отличное средство для изучения основ баллистики. Валерий Владимирович вкратце рассказывает мне «азбуку гранатометчика». Цена деления в оптическом прицеле гранатомета — пять тысячных (полного круга). Мы знаем, что ширина БМП примерно равна трем метрам. Если БМП занимает две трети деления в прицеле (три тысячных), нетрудно рассчитать, что дистанция до цели — 1000 м.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сверяемся с таблицей на корпусе гранатомета: для стрельбы настильной траекторией необходим угол бросания в 191 деление угломера, для навесной траектории понадобится угол в 1167 делений. Выбираем навесную. Сначала устанавливаем прицел, вращая барабанчики угломера. Затем, вращая рукоятку, поднимаем сам гранатомет, пока пузырьковый уровень на прицеле не выйдет в горизонталь. Установка на дистанцию готова, можно заряжать оружие и стрелять.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оглушительный грохот раздается из колонок. Спустя долгие 37 секунд (именно столько граната летит навесом на дистанцию 1000 м) видим, как поднимается стена пыли и горит виртуальный БМП. Валерий Владимирович просит оператора поднять нас над полем и показать траектории полета гранат. Теперь мы видим, как гранаты взлетали ввысь по прямой, плавно разворачивались в воздухе и падали, раскрываясь виртуальными куполами зон поражения. Такое непросто объяснить на пальцах, даже находясь на лучшем стрелковом полигоне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще интереснее, когда те же принципы объясняются на примере АК-74: как вычислять дистанцию до мишени, сопоставляя ее с шириной мушки, как делать поправки на ветер, исчисляя их в фигурах цели. Баллистика в применении к автомату — непростая тема, но благодаря компьютерной аналитике понять ее очень просто. Программа показывает точку прицеливания, точку попадания, траекторию полета пули. Анализ траектории движения точки прицеливания помогает тренировать кучность стрельбы, стойку, дыхание.

Чтобы закрепить полученные навыки, оператор загружает для меня стандартное упражнение с мишенями. Отстреляв пару магазинов, я получаю оценку от беспристрастного компьютера. Будь я солдатом, документ о прохождении упражнения тут же отправился бы прямиком командиру: электронная система не дает поблажек и не подсуживает «по дружбе».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Береги патроны

За пару часов беседы Валерий Владимирович показал мне очень много интересного. Например, как передвигаться с автоматом, не выпуская цель из прицела, как перезаряжать автомат и досылать патрон в патронник левой рукой, опять же не сводя глаз с поля боя. Я узнал, что оперенные гранаты разворачивает на ветер, поэтому при стрельбе из РПГ поправку делают в сторону от ветра, а не наоборот, как обычно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разумеется, виртуальный тренажер не заменяет реальных полигонных стрельб. Однако он позволяет привить бойцу стойкие начальные навыки, подготовить его теоретически и практически. А для более опытных стрелков симулятор предоставляет возможность изучить стрельбу в сложных условиях (ветер, осадки, ночь), отработать тактические сценарии на разных картах и поддерживать себя в форме. И реальные патроны поберечь.