Летающий «Гепард»: каким будет многоцелевой вертолет от Airbus

Начиная с 2026 года на вооружении французской армии, флота и ВВС будет поступать многоцелевой вертолет Airbus Helicopters H160M Guepard.
Летающий «Гепард»: каким будет многоцелевой вертолет от Airbus

В настоящее время на вооружении вышеуказанных родов войск стоят многочисленные многоцелевые вертолеты как относительно современные, так и устаревшие. Со всей этой разносортицей должен покончить «Гепард», который с 2026 будет поступать в армию Франции и вытеснять не отвечающие современным требованиям вертолеты. Всего Министерство обороны Пятой республики планирует заказать у Airbus Helicopters 169 машин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Принять на вооружение Airbus H160M Guepard было решено в рамках программы Helicoptere Interarmees Leger, предусматривающей поставку в армию, флот и ВВС единого многоцелевого вертолета. Это не только упростит его эксплуатацию техническими службами, но и снизит ее стоимость благодаря единому каталогу запчастей и расходных материалов. Казалось бы, для армии, флота и ВВС один и тот же вертолет не подходит из-за слишком разной специфики применения, но благодаря использованию модульных блоков «Гепард» без особых проблем собирается в той конфигурации, какая требуется заказчику, и с учетом специфики того или иного рода войск. Вертолет оснащается небольшими съемными крыльями, а флотская модификация имеет складной несущий винт, диаметр которого уменьшается с 12 до 4,4 метра, что облегчит его эксплуатацию на авианосцах или универсальных десантных кораблях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Guepard построен на базе гражданского вертолета H160, совершившего свой первый полет в 2015 году, и имеет с ним одинаковую электро-дистанционную систему управления, «стеклянную кабину» и габариты. Длина вертолета составляет 14 метров, высота — 4 метра, максимальная взлетная масса – 5700 кг, максимальная скорость полета – 325 км/ч, крейсерская скорость – 287 км/ч, максимальная грузоподъемность – 1760 кг. Вертолет может перевозить до 12 человек на дальность до 850 километров. Машина оснащается двумя газотурбинными двигателями Safran Arrano совокупной мощностью 2600 л.с. Трехстоечное шасси, в целях улучшения аэродинамики, убирается в фюзеляж с помощью электроприводов, заменивших традиционную «гидравлику», что позволило снизить массу машины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На вертолете применен композитный несущий винт Blue Edge, лопасти которого имеют специально разработанный профиль, благодаря чему удалось снизить уровень шума на 4 дБ, а грузоподъемность выросла в среднем на 100 кг. Рулевой винт типа «фенестрон» также отличается малым уровнем шума, а благодаря его наклону грузоподъемность удалось увеличить еще на 40 кг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В зависимости от выполняемых задач, «Гепард» может оснащаться пулеметами, подвесными пушечными контейнерами, пусковыми установками неуправляемых ракет, противотанковыми и противокорабельными ракетами. Также на вертолет можно ставить разведывательную, поисковую и прочую специальную аппаратуру. Само собой, предусмотрена транспортировка грузов массой до 1700 кг на внешней подвеске.

Французская армия планирует заказать 80 вертолетов, ВМС – 49 машин и 40 «Гепардов» получат ВВС. Сроки поставки только в 2026 году объясняются тем, что: во-первых, Airbus H160 еще не получил все необходимые сертификаты, и, во-вторых, в настоящее время в войсках имеется достаточно много вертолетов, не выработавших свой ресурс даже наполовину. Так что 2026 год считается оптимальной датой для начала поставок «гепардов» в войска.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По мнению маркетологов Airbus Helicopters, H160 ожидают хорошие перспективы на гражданском рынке, где машина должна составить серьезную конкуренцию такому популярному вертолету как AgustaWestland AW139. При схожих характеристиках H160 почти на тонну легче своего итало-британского конкурента, а его эксплуатационные расходы обещают быть на 15-20% меньше. Неплохие перспективы есть и у «Гепарда» — 169 вертолетов, заказанные Министерством обороны Франции, более чем хороший старт для любого нового вертолета. Не исключено, что кроме военного ведомства Пятой республики «Гепардом» впоследствии заинтересуются и другие страны, которым также необходимо будет обновлять свои вертолетные парки.