Утопленник: что будет с норвежским фрегатом Helge Ingstad

В ноябре 2018 года норвежские ВМС потеряли один из самых современных кораблей – фрегат F313 Helge Ingstad.
Утопленник: что будет с норвежским фрегатом Helge Ingstad

Фрегат был потерян настолько нелепо и глупо, что норвежская общественность до сих пор негодует и требует сурово наказать виновных. 8 ноября Helge Ingstad (кстати, оснащенный знаменитой многофункциональной информационно-управляющей системой Aegis) столкнулся с мальтийским танкером Sola TS. Как можно было умудриться не заметить махину длиной 250 метров – непонятно, да ещё кораблю, оснащенному всеми возможными радарами и прочими системами, способными обнаруживать куда менее заметные цели за десятки километров. Офицеры фрегата объяснили это тем, что приняли огни танкера за огни нефтяного терминала, откуда танкер как раз отходил.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как бы то ни было, столкновение фрегата водоизмещением 5290 тонн и танкера водоизмещением 113 000 тонн для фрегата изначально ничего хорошего не сулило. Он получил пробоину длиной десять метров и стал тонуть. Все члены экипажа были сняты с корабля, включая восьмерых моряков получивших травмы при столкновении. Прибывшие к месту аварии буксиры постарались посадить Helge Ingstad на мель, но постепенно он всё сильнее заваливался на борт и 13 ноября окончательно затонул.

Ситуация поначалу не казалась безнадежной, потому что Helge Ingstad затонул на небольшой глубине, но все испортили осенне-зимние шторма, привычные в этих широтах. Они сильно потрепали корабль, и когда его подняли в конце февраля 2019 года и поставили в док военно-морской базы Хааконсверн, выяснилось, что повреждения весьма серьезные. Если корпус корабля можно было починить без особых усилий и затрат, то значительная часть вооружения, электроника, механизмы и прочее ценное имущество в значительном объеме подлежали демонтажу и замене. Также было подсчитано, что ремонт корабля занял бы около пяти лет и обошелся бы в 1,2 миллиарда евро, что превышает стоимость постройки нового фрегата.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, в составе норвежских ВМС Helge Ingstad прослужил почти десять лет и его пусть и не пожилой, но и не юный возраст, также говорит не в пользу ремонта. Окончательное решение о дальнейшей судьбе корабля будет принято Министерством обороны Норвегии летом, но, скорее всего, его механизмы и прочие ценные детали будут демонтированы и использованы в качестве запчастей для оставшихся четырех однотипных фрегатов, а корпус пустят на слом. Или переоборудуют в учебное судно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Helge Ingstad стал первым потопленным кораблем, оснащенным системой Aegis и, что самое интересное, погубил корабль не противник и не неблагоприятные климатические условия, а обычное разгильдяйство и непрофессионализм. Что, кстати, не такая уж и редкость для ВМС Норвегии, которые уже имеют в своем «послужном списке» аварию фрегата Oslo, приведшую к его гибели.

24 января 1994 года во время учений Oslo сел на мель у маяка Марстейна из-за отказа силовой установки. Справедливости ради стоит сказать, что в тот день на море был сильнейший шторм, поэтому вряд ли разумно было отправлять пожилой фрегат в море. При ударе о камни корабль получил пробоину, один член экипажа погиб и вода стала распространяться по всему фрегату. Однако Oslo не затонул – мель не позволяла. Командование ВМС Норвегии решило отбуксировать фрегат поближе к берегу, хотя капитан корабля был против. Разумеется, из этой затеи ничего хорошего не вышло: едва Oslo сняли с мели, он начал быстро набирать воду и вскоре затонул на глубине 20 метров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через три месяца корабль подняли, но лишь для того, чтобы убедиться в невозможности его дальнейшей эксплуатации. Все ценное с него было снято, а корпус отправлен на металлолом. Кто бы тогда мог подумать, что схожая ситуация повторится с другим норвежским фрегатом через 24 года? Да и при ещё более нелепых обстоятельствах. Если Oslo погиб при неблагоприятном стечении нескольких факторов — шторм, отказ силовой установки, непродуманное решение о буксировке, то Helge Ingstad со всем его сверхсовременным оборудованием банально не смог «разглядеть» 250 метровый танкер.