Утопленник: что будет с норвежским фрегатом Helge Ingstad
Фрегат был потерян настолько нелепо и глупо, что норвежская общественность до сих пор негодует и требует сурово наказать виновных. 8 ноября Helge Ingstad (кстати, оснащенный знаменитой многофункциональной информационно-управляющей системой Aegis) столкнулся с мальтийским танкером Sola TS. Как можно было умудриться не заметить махину длиной 250 метров – непонятно, да ещё кораблю, оснащенному всеми возможными радарами и прочими системами, способными обнаруживать куда менее заметные цели за десятки километров. Офицеры фрегата объяснили это тем, что приняли огни танкера за огни нефтяного терминала, откуда танкер как раз отходил.
Как бы то ни было, столкновение фрегата водоизмещением 5290 тонн и танкера водоизмещением 113 000 тонн для фрегата изначально ничего хорошего не сулило. Он получил пробоину длиной десять метров и стал тонуть. Все члены экипажа были сняты с корабля, включая восьмерых моряков получивших травмы при столкновении. Прибывшие к месту аварии буксиры постарались посадить Helge Ingstad на мель, но постепенно он всё сильнее заваливался на борт и 13 ноября окончательно затонул.
Ситуация поначалу не казалась безнадежной, потому что Helge Ingstad затонул на небольшой глубине, но все испортили осенне-зимние шторма, привычные в этих широтах. Они сильно потрепали корабль, и когда его подняли в конце февраля 2019 года и поставили в док военно-морской базы Хааконсверн, выяснилось, что повреждения весьма серьезные. Если корпус корабля можно было починить без особых усилий и затрат, то значительная часть вооружения, электроника, механизмы и прочее ценное имущество в значительном объеме подлежали демонтажу и замене. Также было подсчитано, что ремонт корабля занял бы около пяти лет и обошелся бы в 1,2 миллиарда евро, что превышает стоимость постройки нового фрегата.
Кроме того, в составе норвежских ВМС Helge Ingstad прослужил почти десять лет и его пусть и не пожилой, но и не юный возраст, также говорит не в пользу ремонта. Окончательное решение о дальнейшей судьбе корабля будет принято Министерством обороны Норвегии летом, но, скорее всего, его механизмы и прочие ценные детали будут демонтированы и использованы в качестве запчастей для оставшихся четырех однотипных фрегатов, а корпус пустят на слом. Или переоборудуют в учебное судно.
Helge Ingstad стал первым потопленным кораблем, оснащенным системой Aegis и, что самое интересное, погубил корабль не противник и не неблагоприятные климатические условия, а обычное разгильдяйство и непрофессионализм. Что, кстати, не такая уж и редкость для ВМС Норвегии, которые уже имеют в своем «послужном списке» аварию фрегата Oslo, приведшую к его гибели.
24 января 1994 года во время учений Oslo сел на мель у маяка Марстейна из-за отказа силовой установки. Справедливости ради стоит сказать, что в тот день на море был сильнейший шторм, поэтому вряд ли разумно было отправлять пожилой фрегат в море. При ударе о камни корабль получил пробоину, один член экипажа погиб и вода стала распространяться по всему фрегату. Однако Oslo не затонул – мель не позволяла. Командование ВМС Норвегии решило отбуксировать фрегат поближе к берегу, хотя капитан корабля был против. Разумеется, из этой затеи ничего хорошего не вышло: едва Oslo сняли с мели, он начал быстро набирать воду и вскоре затонул на глубине 20 метров.
Через три месяца корабль подняли, но лишь для того, чтобы убедиться в невозможности его дальнейшей эксплуатации. Все ценное с него было снято, а корпус отправлен на металлолом. Кто бы тогда мог подумать, что схожая ситуация повторится с другим норвежским фрегатом через 24 года? Да и при ещё более нелепых обстоятельствах. Если Oslo погиб при неблагоприятном стечении нескольких факторов — шторм, отказ силовой установки, непродуманное решение о буксировке, то Helge Ingstad со всем его сверхсовременным оборудованием банально не смог «разглядеть» 250 метровый танкер.