Иду по приборам: первый серийный вертолет Ми-26Т2В
На сегодняшний день эта модификация является самой совершенной версией вертолета Ми-26, эксплуатация которого началась в далеком 1980 году. Модернизировать «ветерана» собирались давно, но только после обобщения опыта военных конфликтов последних лет основной и пока единственный заказчик — Министерство обороны РФ — составило перечень требуемых обновлений. Так, модернизированный вертолет должен совершать полеты в любое время суток, оснащаться современной навигационной системой, эксплуатироваться в сложных климатических условиях и иметь бортовую систему защиты от зенитных ракет и ракет класса «воздух-воздух». Большая часть нововведений была принята с учетом опыта в сирийском конфликте.
Теперь пилоты Ми-26Т2В могут совершать полет исключительно по показаниям навигационной системы без привязки к ориентирам на местности. Причем полеты могут совершаться не только в дневное, но и в ночное время. Судя по всему, доработке подверглись двигатели, которые теперь смогут эффективно работать в жарком климате и горной местности. Как известно, при таких условиях эксплуатации моторы теряют часть мощности, и эта особенность всегда требовала от вертолетчиков специальных, а подчас и уникальных навыков.
Серьезнейшую угрозу для военных вертолетов представляли и будут представлять переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК), на долю которых в последние десятилетия приходится наибольшее количество сбитых машин. Достаточно вспомнить потери советской авиации в Афганистане и российской в Чечне. Именно во время второй чеченской кампании произошла грандиозная по масштабам катастрофа, когда 19 августа 2002 года боевики из ПЗРК «Игла» сбили под Ханкалой военно-транспортный Ми-26, что привело к рекордному количеству жертв: погибло 127 человек, и эта катастрофа стала крупнейшей за всю историю отечественных вертолетов. Стоит отметить, что это была не единственная потеря Ми-26 от огня ПЗРК. В разные годы ещё две вертушки были сбиты в военных конфликтах.
Теперь Ми-26Т2В обзавелся новейшим комплексом радио-электронной борьбы «Витебск», который способен создать вокруг вертолета настоящий противоракетный щит. Комплекс обнаруживает запуск ракеты и путем постановки помех и создания ложных целей дезорганизует работу головки самонаведения. Ракета «переключается» либо на ложную цель, либо полностью теряет ориентацию. Также комплекс способен работать в режиме радиоразведки, отслеживая средства излучения противника. Установка на Ми-26Т2В комплекса РЭБ «Витебск» многократно усилит защитные возможности вертолета, при определенных условиях сделав его неуязвимым для ракет ПЗРК. А новая навигационная система и система управления полетом значительно расширит круг решаемых вертолетом задач.
Что касается фюзеляжа и винтов, то они доработке не подвергались и остались такими же, как и у Ми-26. Характеристики также остались прежними: полная масса вертолета может достигать 56 тонн, а грузоподъемность – 20 тонн. В настоящее время Министерство обороны РФ заказало десять Ми-26Т2В, в перспективе число заказанных вертолетов может быть увеличено. Пока ничего не сообщается о том, возможна ли «конвертация» ранее выпущенных Ми-26 до уровня модификации Ми-26Т2В. Также неизвестно о планах поставок вертолета на экспорт. В любом случае, модернизация вертолета позволит Ми-26 ещё долгие годы нести службу, оставаясь самым большим и грузоподъемным вертолетом в мире.