Блистательная история МиГ-25: как советский истребитель стал королем неба

Истребитель МиГ-25 совершил первый испытательный полет в 1964 году, но его летные характеристики до сих пор поражают воображение.
Блистательная история МиГ-25: как советский истребитель стал королем неба
Wikipedia

В начале шестидесятых годов прошлого века советская разведка добыла информацию о разработке в США высотного и скоростного бомбардировщика XB-71 Valkyrie и самолета-разведчика SR-71 Blackbird. И если «Валькирия» так и осталась опытным самолетом, то SR-71 был запущен в серийное производство и вскоре стал частым гостем в воздушном пространстве СССР. Высокая скорость и впечатляющий потолок позволяли ему не опасаться истребителей потенциального противника и зенитных ракет. Долгое время он безнаказанно вел разведку некоторых районов Советского Союза, в основном вдоль норвежской границы и на Дальнем Востоке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ответной мерой СССР стал истребитель-перехватчик МиГ-25, способный состязаться с SR-71 в скорости и потолке. Его разработка началась весной 1961 года, в воздух он поднялся через три года, а в 1969 году началось серийное производство. На начало семидесятых это был уникальный самолет с выдающимися летными характеристиками, многие из которых остаются непревзойденными и сейчас. Он установил почти три десятка мировых рекордов, и даже в XXI веке выглядит пришельцем из будущего. Ни один из современных истребителей не летает со скоростью выше 3000 км/ч и не способен забираться на высоту более 37,5 километров. А МиГ-25 может.

МиГ-25
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разумеется, при создании такой уникальной машины конструкторы столкнулись со множеством проблем. На больших скоростях поверхность фюзеляжа самолета сильно нагревалась, поэтому пришлось применять специальные марки сталей, жаропрочный алюминий, а корпус почти целиком изготовить из «нержавейки». Не обошлось и без ошибок проектирования – из-за неправильно рассчитанной точки крепления заднего стабилизатора МиГ-25 срывался в крен, что в 1967 году привело к гибели летчика-испытателя Игоря Лесникова, а в 1969 году отказ двигателя и пожар погубили генерала Кадомцева. В общем, путь истребителя от опытной машины до серийной был долгим и весьма непростым. Конструкторам и испытателям пришлось решить множество проблем, прежде чем он превратился в грозного короля неба.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Благодаря своей высокой скорости и высоте полета немало крови истребитель попортил и противнику, оставаясь долгое время практически неуязвимым. С египетскими МиГ-25 не могли справиться даже израильтяне с их развитой системой ПВО. Самолет прекрасно проявил себя как разведчик, безнаказанно летая над теми районами Израиля, куда не рискнул сунуться ни один другой самолет. Иракские машины хорошо показали себя в конфликте с Ираном, и хотя данные об успехах и потерях традиционно разняться у каждой страны, «двадцать пятый» вышел победителем из многих воздушных боев.

МиГ-25
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Само собой, американцы, да и все остальные вероятные противники, проявляли повышенный интерес к советскому уникальному истребителю. Возможность ознакомиться с самолетом неожиданно появилась в сентябре 1976 года, когда МиГ-25 был угнан в Японии старшим лейтенантом Виктором Беленко. Японцы сразу же предоставили самолет для изучения американцам, а потом вернули в СССР. Однако американцы успели его оперативно «выпотрошить», хорошо изучить и сделать выводы о потенциале как самого истребителя, так и советской оборонной промышленности. Действия Беленко нанесли серьезный ущерб обороноспособности страны и бюджету: на замену только одной системы опознавания «свой-чужой» были потрачены огромные деньги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Изучив МиГ-25, американцы не смогли выработать универсальных и эффективных средств противодействия, а вскоре им пришлось столкнуться с ним в небе во время проведения операции «Буря в пустыне». В этой военной кампании иракские МиГ-25 сражались с американскими самолетами, причем, по мнению американцев, сражались крайне неэффективно. Сами американцы признали только потерю одного истребителя F-18, хотя иракцы приводят другие цифры. Как обычно бывает, истина находится где-то посередине, но в том, что МиГ-25 показал себя в том военном конфликте неплохо, можно не сомневаться. Особенно учитывая разницу в классе соперников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В настоящее время некоторое количество МиГ-25 все еще находится на вооружении Сирии, КНДР, Алжира и Ливии, а в России и во всех странах СНГ истребитель отправлен в отставку. В российских ВКС «двадцать пятый» сменил МиГ-31, имеющий со своим предшественником много общего, но несколько другие, более приближенные к требованиям времени, характеристики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
МиГ-25

За годы производства с 1969 по 1982 гг. было выпущено 1191 самолетов, что является неплохим показателем для такого сложного и дорогого аппарата. Стоит напомнить, что ни одна страна мира, кроме СССР, так и не смогла разработать и запустить в производство истребитель с характеристиками МиГа-25. Даже американцам это оказалось не под силу, несмотря на уровень развития промышленности этой страны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

МиГ-25 вполне мог бы летать и сейчас, но практически все военно-воздушные силы отказываются от узкоспециализированного истребителя-перехватчика, делая ставку на более универсальные самолеты. Все меньше востребованы в последнее время и самолеты-разведчики: сейчас их работу выполняют либо более дешевые беспилотники, либо спутники. Нет нужды летать на огромной скорости над вражеской территорией, как это делали SR-71 и разведчики МиГ-25 в семидесятых годах прошлого века. У любого самолета рано или поздно подходит срок, когда ему пора отправляться на покой. У российских МиГ-25 этот срок наступил, и он отправился на пенсию семь лет назад. Оставив очень яркий след в истории мировой авиации.