Как истребитель Су-35С стал легендой при жизни
Су-35С – что за самолет?
Су-35БМ – заводское обозначение изделия Т-10БМ (большая модернизация), которое стало венцом развития семейства истребителей, построенных на базе Су-27. Этот самолет до сих пор имеет выдающиеся летные характеристики, но за прошедшие десятилетия авионика и электроника вышли на качественно иной уровень. Кроме того, появились новые образцы оружия, что в конечном итоге потребовало модернизации практически всех истребителей четвертого поколения, которые проводились и проводятся во многих странах. В России и раньше модернизировали Су-27, причем весьма серьезно, но в новом самолете вместо очередных порций улучшений было решено использовать весь накопленный опыт для создания фактически новой машины. Серийный Су-35С практически неотличим от Су-27 внешне, однако самолеты обладают разными характеристиками и возможностями. Более современная модель получила усиленный планер с гарантированным сроком службы 6000 часов, уменьшенные в целях снижения радиолокационной заметности кили и крылья от Су-33. До 1,5 тысячи часов налета увеличился и срок эксплуатации до капитального ремонта. Благодаря измененному планеру внутренний запас топлива вырос на 20% и достигает 11 500 кг, что увеличило массу истребителя до 34,5 тонны, доработано и шасси.
Одной из главных «изюминок» Су-35С являются двигатели АЛ-41Ф1С с изменяемым вектором тяги, что позволяет самолету разворачиваться на 360 градусов без снижения скорости. Ни один из существующих на сегодняшний день истребителей четвертого и пятого поколения не способен выполнить подобный маневр, получивший неофициальное название «блинчик». Двигатели также отличаются увеличенным ресурсом, составляющим тысячу часов.
Еще одной особенностью самолета является единая информационно-управляющая система, отвечающая за работу всего бортового оборудования. В Су-35С также реализован принцип «стеклянной кабины», что обычно можно наблюдать на истребителях пятого поколения. Благодаря единой информационно-управляющей системе часть функций пилота она берет на себя. Например, самолет может самостоятельно лететь на малой высоте с огибанием рельефа местности, система также способна подсказать, с какой скоростью лучше всего атаковать цель.
Технические характеристики Су-35С
- экипаж – 1 человек;
- длина – 21,9 метра;
- размах крыла – 14,75 метров;
- высота – 5,9 метров;
- масса пустого самолета – 19 000 килограммов;
- масса топлива – 11 500 килограммов;
- тип двигателя – турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги;
- масса двигателя – 1520 килограммов;
- максимальная скорость у земли – 1400 км/ч;
- максимальная скорость на высоте – 2500 км/ч;
- боевая нагрузка – 8000 килограммов;
- узлов подвески вооружения – 12;
- ракеты типа «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», неуправляемые ракеты, авиабомбы различных калибров;
- оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм (боезапас — 150 патронов).
Боевые способности Су-35С
Боевые возможности Су-35С значительно повысились за счет установки новой радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой «Ирбис». Она способна обнаруживать и сопровождать до 30 целей, выдавая целеуказание на восемь из них. Воздушных противников станция обнаруживает на дальности 400 км, как и крупные наземные и надводные объекты, а малозаметные аппараты вроде самолетов-невидимок – на дальности до 90 км. Новая оптико-локационная станция ОЛС-35 на борту самолета может обнаружить по тепловому излучению угрозу с воздуха на расстоянии 50 км, а лазерный дальномер измеряет расстояние до наземной точки противника на удалении 30 км, воздушной – 20 км.
На дюжине узлов подвески Су-35С могут размещаться бомбы и ракеты массой до восьми тонн, включая перспективные боеприпасы. Номенклатура снарядов чрезвычайно широкая: от неуправляемых ракет, ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», корректируемых авиабомб до тяжелой противокорабельной ракеты «Яхонт» с дальностью стрельбы 300 км. Истребитель способен одновременно завоевать господство в воздухе и наносить удары по всем без исключения наземным целям, а также применять оружие на сверхзвуковой скорости. В этом качестве его способен превзойти только ближайший родственник бомбардировщик Су-34.
В целях снижения радиолокационной заметности Су-35С покрывается специальной краской, а фонарь кабины имеет особое напыление, искажающее радиосигнал. Такие же технологии применяют и многие другие страны при модернизации своих истребителей четвертого поколения, что, впрочем, не делает их полноценными «невидимками». По ряду характеристик Су-35С наиболее приближен к истребителям пятого поколения, с некоторыми из которых он вполне может сражаться на равных, или даже превосходить.Уникальные характеристики российского самолета заставляют многих специалистов не сравнивать его с истребителями четвертой генерации, признавая его безоговорочное превосходство. Чаще всего виртуальным противником Су-35С выступает всего одна модель — американский F-22 Raptor. По мнению многих экспертов, на сегодняшний день именно он является лучшим истребителем мира и единственным достойным уважения противником для Су-35С.
Без участия в реальных воздушных боях сложно давать самолетам однозначные и категоричные оценки, но Су-35С вряд ли ударил бы в грязь лицом. Особенно если управлять им будут хорошо подготовленные летчики. Пока что в послужном списке Су-35С значится лишь участие в сирийском конфликте, где он занимался контролем воздушного пространства, не вступая в противоборство с вражескими самолетами по причине их отсутствия. Значит, и судить о его боевых качествах преждевременно.
Экспорт Су-35
Кроме военно-космических сил России, Су-35С поставляется для вооружения китайских ВВС. По мнению специалистов, сам самолет китайцев особо не волновал (было заказано всего 24 машины), гораздо больший интерес военные из Поднебесной проявили к двигателям АЛ-41Ф1С. Именно отсутствие современных моторов сильно тормозит китайские программы по разработке истребителей. Судя по всему, российские агрегаты китайцы оперативно изучили: на днях появились сообщения о начале выпуска в Китае двигателей с изменяемым вектором тяги собственной разработки. Россия также ведет переговоры о поставке Су-35С в Индонезию, проявляет интерес к самолету и Малайзия.
Еще долгое время эта машина будет оставаться лучшим самолетом российской истребительной авиации. Модель пятого поколения, Су-57, будет поступать в войска в весьма ограниченном количестве и вряд ли станет основной боевой единицей ВКС России: ходят слухи, что военные сразу перейдут на шестую генерацию. Так что всю тяжесть «строевой службы» взвалят на себя потомки Су-27, лучшим представителем которых является Су-35С.
Попадал ли самолет Су-35 в авиакатастрофы?
Несмотря на то, что Су-35 считается неубиваемой и всемогущей легендой, авиакатастрофы не обошли его стороной. Происшествие случилось с многоцелевым сверхманевренным истребителем пока что только один раз, 31 июля 2021 года. Тогда Су-35 23-го истребительного авиационного Таллинского полка вылетел с аэродрома «Дземги» в Комсомольске-на-Амуре. Буквально через четыре минуты после начала полета летчику пришлось катапультироваться, а самолет продолжил движение в сторону острова Сахалин, где и потерпел крушение.