Мрачное наследие Второй мировой: как был устроен японский флот подводных лодок-камикадзе
В последние месяцы Второй мировой войны, когда ее флот был уже разбит, Япония продолжала отчаянные попытки остановить вторжение сил союза. Ее стратегия была весьма необычна и полагалась на строительство сотен миниатюрных подлодок-камикадзе! Известные как «Кайрю», эти небольшие суда несли на борту две торпеды со взрывчатой начинкой, предназначенные для тарана и потопления кораблей противника.
Специалист по подводным лодкам Х.И. Саттон, автор блога Covert Shores, уверяет, что длина таких лодок составляла всего 17 метров, а ширина – 1,22 метра. При тоннаже примерно в 19 тонн каждое судно могло взять на борт экипаж из двух человек. «Кайрю» были способны преодолевать до 830 км по поверхности воды со скоростью 10 км/ч, и до 70 км при погружении, причем под водой скорость достигала лишь 5,5 км/ч.
Обычно вооружение лодки-камикадзе представляло собой два торпедных аппарата, установленные на корме, и взрывным зарядом в носовой части. Как и летчики-смертники, экипажи «Кайрю» отправлялись в самоубийственные миссии в один конец. Вероятной тактикой была заблаговременная отправка лодок в плавание по мере приближения сил вторжения. Затаившись на глубине, «Кайрю» могли выжидать удобного часа, и когда придет время – неожиданно всплывать из глубин, торпедируя вражеские суда. Корабли, занятые разгрузкой войск и другими маневрами, почти не имели бы шанса уклониться – ведь после торпедного залпа лодки шли на таран.
Однако этот проект так и не увидел свет. Вместо вторжения с моря США применили ядерное оружие, и Япония сдалась прежде, чем флот «Кайрю» совершил хотя бы один боевой выход. Несмотря на то, что впоследствии эти лодки были переданы союзным силам, ни одна страна так и не переняла тактику подлодок-смертников в дальнейшем.